Осенний вечер в квартире Акуловых. За столом на кухне ужинает семья. Валерий недавно вернулся с работы, а его жена Алла, что работает в парикмахерской посменно сегодня выходная. Пятнадцатилетняя дочь Таня ковыряет, выкладывая на края тарелки лук из супа.
Раздаётся звонок телефона. Жена укоризненно посмотрела на мужа, и тот встаёт из-за стола. Снял трубку.
— Акулов Валерий? – спрашивает женский голос, — это из больницы, где лежит ваша мама.
— И что? – устало, отозвался он.
— Курс лечения закончен. Можете забирать вашу маму домой. Завтра выписываем.

Валерий сообщил жене. Та закатила глаза к небу и скривилась в гримасе мучений.
— Ты же не думаешь, что я буду выносить горшки за свекровью? – сердито спрашивает жена, — я ещё помню, как твоя семейка шпыняла меня и терроризировала. Хватит, натерпелась!
— И что ты предлагаешь? – не понял он, предвкушая будущие скандалы.
— Или сам за ней ухаживай или оформляй в дом престарелых, — равнодушно кивнула жена.
— Я не могу! – возмутился он, — во-первых, я мужчина, это неудобно, а во-вторых, я работаю, мне некогда. И на какие деньги?
— Можешь взять из наших сбережений, — отвечает жена, — уж лучше потерпеть без новой машины и отпуска на море, чем слушать стоны лежачей старухи и выносить за ней горшки. Решай!
Валерий и Алла женаты шестнадцать лет. Первое время они жили с родителями мужа в деревне. Отношения между невесткой и его родителями сразу не заладились.
Алла дёргалась и огрызалась на любое незначительное замечание свёрка или свекрови. Доходило до скандала. Анна Андреевна пыталась сгладить конфликты, понимая, как трудно молодым. Но свёкор не разделял взглядов жены и всё выговаривал сыну.
Родилась внучка Танечка. Чтобы не разбивать семью сына и дать им самостоятельно жить, старики все свои сбережения отдали сыну на покупку квартиры.
С переездом Валерия с семьёй в город, их отношения стали спокойнее. Внучку на всё лето отправляли к дедушке с бабушкой, а сами наслаждались спокойной идиллией. Осенью забирали девочку в город, при этом набивая багажник машины солониной, вареньями и овощами.
Несколько лет назад свёкор умер. Но Валерий и Алла продолжают свой образ жизни. Они принимают, как должное, что пожилая Анна Андреевна делает им заготовки, заботится о внучке и ведёт хозяйство.
Свекровь состарилась и стала часто болеть. Валерий с женой приняли решение забрать Анну Андреевну к себе, а её дом продать. Так и поступили.
Деньги быстро закончились: сделали ремонт в квартире, отдохнули на море и всё.
Месяц назад Анна Андреевна упала без сознания прямо у подъезда своего дома. Соседи вызвали скорую помощь и её увезли в больницу. Лечение и уход поставили старую женщину на ноги, но она ещё очень слаба.
— Анна Андреевна, собирайтесь, сейчас ваш сын за вами приедет, — сообщила медсестра.
— Да, но я же почти не хожу, — грустно заметила женщина, — только с палочкой еле-еле.
— Доктор выписал вам все необходимые лекарства и мази. Будете продолжать лечение дома, — отвечает медсестра и спрашивает, — за вами ведь есть кому ухаживать?
— Да, да! – улыбается старушка, — я живу с сыном, невесткой и внучкой.
— Вот и отлично, — кивнула она и ушла.
***
Валерий помог матери сесть в машину. Едут. Мать соскучилась и торопливо рассказывает сыну о своих соседках по палате, о лечении, но он её не слышит.
Всё утро он обзванивал приюты для пожилых людей и выяснил, что устроить туда больную мать будет непросто. Расстроен. Он собирался сразу отвести её в один из таких приютов и закончить на этом неприятную волокиту. Осталась последняя надежда. За городом находится ещё один приют, и оттуда обещали ему позвонить.
Задумавшись, он ведёт машину по трассе. Поля и яркие деревья мелькают за окном. Золотая осень.
— Валера, а куда мы едем? – спрашивает мать, удивлённо глядя в окно.
Звонок телефона. Валерий долго слушает и кивает головой. Грустно вздыхает. Снова бумажная волокита с оформлением, которая займёт недели. Он сердито глянул в зеркало на обузу, которая суетливо смотрела по сторонам.
— Сынок, — просит она, — останови. Мне надо. Пожалуйста.
— Что? До дома не потерпишь? — Сердито буркнул он, но остановил машину.
Ночной дождь увлажнил и без того мокрую глинистую почву у дороги. Скользко. Лужи. Анна Андреевна, опираясь на трость, вышла. Медленно спускается к берёзовой роще.
Валерий посмотрел в зеркало и немного проехал в перёд. Потом почему-то ещё. Мать поняла деликатность сына и продолжила идти.
«А, что если она заблудится в лесу? – радостно мелькнуло в его голове, — Пожилой человек может потеряться…» — Он вдавил на газ и скрылся.
Когда женщина вернулась и не нашла машины, растерялась.
«Это не возможно! Мой Валера не мог так поступить, — плачет она. карабкаясь по мокрому склону и падая в грязь, — Это не правда!»
Она ещё несколько раз упала. Разрыдалась от беспомощности. Шум тормозов и мужской голос:
— Эй! Кто тут? Что вы здесь делаете?
Мужчина, улыбаясь, подошёл ближе. Анна Андреевна стоит на коленях и всхлипывает. Он легко подхватил её на руки и понёс к машине. Дальнобойщик Максим возвращается из рейса домой.
— Я Максим, — улыбается он, — сейчас отвезу вас к себе домой. Устал очень. Да и поздно уже. Завтра отвезу вас домой. Не возражаете?
Женщина кивнула головой и успокоилась.
Надя — жена Максима очень расстроилась, услышав рассказ Анны Андреевны, и сразу предложила:
— Оставайтесь с нами. Домик маленький, но места всем хватит. Правда.
— У нас была большая квартира раньше… — начал Максим, — но мама заболела — и квартиру пришлось продать, чтобы отправить маму на лечение за границу. Она потом ещё пять лет прожила… Но полгода назад умерла. Оставайтесь, Анна Андреевна.
— Ты хороший сын, Максим, — улыбается женщина, — и ты, Наденька. Спасибо вам за всё. Но мне нужно ехать.
Максим вызвал такси и прощаясь сказал:
— Если надумаете, мы с Наде будем вам рады. До свидания.
***
Когда Анна Андреевна вошла в квартиру, она услышала голос невестки:
— Таня, ты взрослая девочка. Всё прекрасно понимаешь. Если кто тебя спросит: «где бабушка», то скажи, что мы забрали её из больницы… Но она совсем полоумная стала, ушла куда-то.
— Ну, не совсем полоумная, — говорит Анна Андреевна, проходя в комнату, — не пугайтесь, — она машет рукой невестке. — Я ненадолго.
— А Валеры нет дома, — испуганно говорит Алла, переглядываясь с дочкой.
Свекровь собрала свои вещи и вышла.
«Мир не без добрых людей, — думает она, спускаясь по лестнице, — может, и в приюте примут. Проживу».
Прошёл год. Воскресный вечер в квартире Акуловых. Родители смотрят телевизор, дочь в комнате болтает по телефону.
Звонок в двери. Валерий открыл двери. На пороге стоит Максим.
— Здравствуйте, — он оценивающим взглядом посмотрел на хозяина и бесцеремонно прошёл в зал.
— Вы кто? Что вам нужно? – кричит Валерий, догоняя незнакомца.
— Я Максим – хозяин этой квартиры, — говорит он и протягивает бумаги, — вот копия завещания вашей мамы.
— Как? – перепугано кричит Алла, и вскакивает с дивана. – Как это понимать?
— Я совсем забыл, — бьёт себя по лбу Валерий, отвечая жене. — Это была мамина квартира. На этом настоял ещё отец, когда её покупали, — поворачивается к Максиму. — Когда она умерла?
— Два месяца назад. Сначала она жила в приюте для пожилых, но мы с женой нашли её и забрали к себе. Мы и не знали про завещание. Надя неделю назад родила сына и тут такое известие – наследство.
— Вы… вы не имеете права! – машет руками Алла, — Валера, скажи!
— Имею! – спокойно говорит Максим, кивая на документы, — Даю вам две недели, чтобы выехать. Всего доброго.
Он развернулся и вышел. А за дверью слышна женская истерика и крики.