— Жена — основание скалы, на ней семья держится, — поучала Марину мать ее супруга. — Вот ты почему так себя ведешь? Если денег не хватает, устройся на вторую, третью работу, но жизнь нормальную мне и сыну моему обеспечь!
— А сын ваш не собирается в этом участвовать? — поинтересовалась Марина. — Мне что, одной это нужно?
— Конечно! Мой сыночек заслужил этот отдых.
Марине посчастливилось выйти замуж по любви, а не по расчёту. Её супруг, Сергей, звёзд с неба не хватал, работал на стройке. Марина же неплохо зарабатывала — должность финансового аналитика в крупной компании подразумевала не только оклад, но и приличную премию. Еще до знакомства с Серёжей Марина купила квартиру и автомобиль. Подруги, которые в своё время выскочили замуж за перспективных парней, выбор Марины осуждали:
— Ну и зачем тебе такой? — спрашивала Лариса. — Марин, на мужчину, который не умеет зарабатывать деньги, положиться нельзя! Вот случится с тобой беда какая, и что потом? Сложит твой Серёженька лапки и пойдёшь ты по миру с протянутой рукой! Нет, мы, конечно, поможем, но… Ты вообще с ним себя уверенно чувствуешь? — И правда, Маринка, чего ты себя принцессой из сказки возомнила и за бедняка решила замуж выйти? Искать нужно ровню! Не бывает так, что женщина хорошо зарабатывает, а мужчина живёт на её деньги. Тебе зачем альфонс? Марина, очнись! У него даже собственного жилья нет, он с мамой живёт в съёмной квартире, — возмущалась Ольга. — Девочки, ну что вы начинаете? — злилась Марина. — Именно от женщины зависит, какое положение в жизни займёт её мужчина. Я помогу Серёже, я всегда буду рядом. Вместе мы справимся! — Так и скажи, что жизнь обеспеченная наскучила. Новых ощущений захотелось? Пожила хорошо, теперь решила пожить плохо? На слова подруг Марина не обращала внимания. Пусть болтают, что хотят! Она знает, что рядом с Сергеем ей хорошо и спокойно. Разве не это главное в отношениях между мужчиной и женщиной?
Пышного торжества Марина устраивать не захотела. С Сергеем они тихо расписались, вдвоём сходили в ресторан и отметили это событие.
***
Серёжа через несколько дней после свадьбы обратился к супруге с необычной просьбой:
— Мариша, может быть, перевезём к нам мою маму?
— Зачем? — поинтересовалась Марина.
— Причин на самом деле несколько, — вздохнул Сергей. — Оплачивать съёмное жильё для мамы — лишняя статья расходов. У нас есть свободная комната, детей мы пока не планируем, так почему бы маме не пожить у нас? Во-вторых, она всё-таки пожилой человек, и я, если честно, побаиваюсь её оставлять одну. Особенно по ночам! Ну мало ли что может случиться?
Марина поначалу сопротивлялась:
— Серёж, ничего страшного с ней не случится. Позвонит, если что. Я не против того, чтобы ты маме оплачивал жильё. Не пойми меня превратно, но мне кажется, что на одной территории со свекровью мне будет непросто. Ты же сам понимаешь, из меня классической невестки не выйдет. Я много работаю, домой возвращаюсь поздно, готовить ненавижу! Раз в неделю вызываю клининг, чтобы самой не возиться в грязи. Понравится ли твоей маме мой образ жизни? — Что ты, дорогая! — заверил супругу Сергей. — Мама в это даже лезть не будет. Наоборот, она тебе по хозяйству поможет! Мама прекрасно готовит, у неё есть свободное время. Нам больше не придётся заказывать еду! Сергей Марину всё же уговорил, и Татьяна Николаевна переехала в квартиру к невестке.
***
На первое время Татьяна Николаевна вела себя тихо, к невестке она не цеплялась, лишний раз старалась не «отсвечивать». Мать Серёжа завела дружбу с соседкой Марины и всё своё свободное время проводила в квартире этажом выше. Правда, по хозяйству действительно помогала, готовила на семью из трёх человек. Заниматься уборкой Марина свекрови запретила:
— Ещё чего не хватало! Раз в неделю ко мне приезжают две женщины, которые за три часа до блеска квартиру начищают! Если нужно, даже окна моют и постельное бельё гладят. За отдельную плату. — Ну что ты, Марина! Мне не сложно, — настаивала Татьяна Николаевна. — Что я, разве шваброй пол не протру? Зачем лишние деньги тратить?
— Не надо, Татьяна Николаевна. Пожалуйста, не взращивайте во мне чувство вины! Берегите своё здоровье. Впрочем, к хорошей жизни мать Сергея привыкла быстро — через три месяца после переезда Татьяна Николаевна невестке заявила: — Долго я на вас горбатиться буду? Деловые, приходят на всё готовое! Мне семьдесят лет, между прочим! Я не собираюсь по три-четыре часа стоять у плиты и готовить вам по два блюда каждый день. Давай-ка, Марина, приступай к своим прямым обязанностям! Марина только вздыхала: ведь знала же, что этим всё закончится! Зачем пошла на поводу у мужа и позволила тому перевести свою мать на её территорию? Сергей первое время занимал сторону супруги, родительнице он объяснял: — Мам, Марина, много работает, у неё абсолютно нет времени на домашнее хозяйство. Не хочешь готовить? Не нужно, мы будем еду заказывать или полуфабрикаты покупать. Очень удобно, между прочим! Сварил пельмени — и сыт! — Конечно, проще же всякой гадостью питаться, чем пару часов в день на приготовление нормальной пищи выделить. Я, Марина, между прочим, тоже всю жизнь работала! Когда со службы возвращалась, ни минуты не отдыхала, заступала на вторую смену: наводила порядок в квартире, делала с Серёжей уроки, стирала и гладила ему форму в школу, а потом, ночью, когда муж и сын спать ложились, готовила на завтра первое, второе и компот! Даааа, нынешнее поколение, конечно, ленивое. Даже стыдно за вас!
На день рождения Татьяна Николаевна затребовала дорогой подарок — пенсионерка возжелала отдохнуть на море.
— А что, я разве не заслужила? — выговаривала сыну Татьяна Николаевна. — Уж раз в год-то можно на меня потратиться! За границу не поеду, хочу отдохнуть на Чёрном море! Марина, которой стали порядком надоедать капризы свекрови, поначалу путёвку покупать не хотела. Но опять поддалась на уговоры мужа и всё же отправила свекровь в отпуск. На третьем году брака Марина всё чаще стала вспоминать слова своих подруг. Сергей после свадьбы, вопреки её ожиданиям, как-то улучшить свое финансовое положение не старался. Марина много раз предлагала мужу помочь с работой — у неё была возможность устроить супруга к себе в офис: — Серёж, давай я тебя запишу на какие-нибудь курсы? Программирования, например? Отучишься, получишь сертификат, я поговорю с начальником он тебя к нам возьмет. Поначалу получать будешь шестьдесят тысяч, поступишь на заочку. Через два-три года оклад увеличат, а там, глядишь, и до моего заместителя дорастешь! Ну неужели тебе самому не надоело топтаться на одном месте? — Ну что ты, дорогая! — восклицал Сергей. — Это же такая ответственность! Я лучше останусь на стройке. Да, зарплата небольшая, но стабильная, и рисков никаких. Зачем мне зарабатывать больше, если нам денег и так хватает?
***
Несколько месяцев назад Марина впервые обратилась к супругу с просьбой — она попросила Сергея поговорить с матерью: — Серёж, меня отношение Татьяны Николаевны не устраивает. В последнее время она ведёт себя просто возмутительно! Вчера мне заявила, что мне пора подумать о приобретении отдельного жилья. — Зачем? — не понял Сергей. — Нам зачем ещё одна квартира?
— Чтобы в ней жила твоя мама! — заявила Марина. — Татьяна Николаевна мне так и сказала: если я её уважаю, то просто обязана сделать её жизнь комфортной. В нашей квартире ей тесно, мы ей мешаем, поэтому она хочет получить отдельную квартиру! Давай отселим твою маму? Квартиру отдельную, конечно, я для неё покупать не буду, а вот в оплате съемной готова поучаствовать. Отношения у нас совсем разладились, Татьяна Николаевна со мной разговаривает исключительно в приказном тоне. Она постоянно от меня что-то требует, говорит, что я мало стараюсь для семьи! Сергей улыбнулся: — Конечно, было бы неплохо, если бы ты сделала маме такой щедрый подарок. Ну а что? Возможность ведь имеется. Марина опешила: — С какой это радости? Тебе, Серёжа, не кажется, что вы с мамой обнаглели? Я и так в нашей семье за мужика! Твой доход составляет всего двадцать процентов от общего бюджета. Зачем мне нужен такой муж, который меня даже обеспечить не может? Проще развестись! Сергей понял, что перегнул палку: — Не злись, любимая, я пошутил! С мамой поговорю обязательно. Не волнуйся, больше она ничего от тебя требовать не будет!
Марина не знала, что Сергей сказал матери, но на несколько недель Татьяна Николаевна притихла. А потом случилась новая напасть — Серёжа поссорился с руководством и уволился. — Да меня там не ценят! — орал мужчина. — Почему я должен выслушивать оскорбления в свой адрес от какого-то напыщенного павлина? На работу не вернусь, по крайней мере, пока передо мной он не извинится. А вот когда попросит прощения — я тогда подумаю! Никто Серёжу возвращать не собирался, новое место работы мужчина тоже искать не хотел, поэтому прочно угнездился на шее жены. Марина стала задумываться о разводе. Действительно, зачем ей этот балласт? Желая проучить мужа, а заодно и свекровь, Марина на жизнь стала выделять фиксированную сумму — ровно сорок тысяч в месяц. Татьяну Николаевну это не устроило: — Это что же нам теперь на всём экономить придётся? — возмущалась свекровь. — Марина, тебе не кажется, что ты поступаешь, как эгоистка? Почему мы из-за каких-то твоих прихотей должны лишаться хорошей жизни? Как втроем прожить на эти копейки? Мне к зиме нужно новую одежду и обувь покупать, я планировала себе шубку теплую приобрести. Где денег взять на все это? А? — Пока Сергей не найдёт работу, ни о каком комфорте можете не вспоминать! — объясняла Марина. — Я не знаю, как ещё с ним бороться. Он уже два месяца сидит дома, на работу устраивать не собирается. Я что, обязана его тянуть? — Естественно! — кивала Татьяна Николаевна. — Не просто тянуть, а полностью содержать обязана. Ты — его жена, Марина, его тыл и опора. Мой сын что, отдыха не заслужил? Полгодика дома посидит, в себя придёт, сил наберётся, а там, может быть, и на работу устроится. Только учти, я эти полгода впроголодь жить не собираюсь! Если у тебя какие-то проблемы с финансами, то устройся на вторую работу. Толковые финансисты везде нужны. — Вы считаете, Татьяна Николаевна, что сорока тысяч в месяц не хватит на продукты? Ваш сын тридцать получал, вы на эти деньги умудрялись и аренду квартиры оплачивать, и питаться, еще и одеваться! Мне кажется, что я и вас, и Сережу избаловала. Свои ошибки буду исправлять. — Мы, Марина, до знакомства с тобой просто выживали. Тяжело было, только благодаря тебе жизнь-то настоящую прочувствовали. Ну имей ты совесть! Мне питаться нужно разнообразно, рыбку кушать, икорку. Черная икра, к твоему сведению, здоровье укрепляет! Я не могу отказаться от любимых продуктов. Так что решать будем? Вторую работу найдешь? Терпению Марины пришёл конец — как-то после очередного выпада Татьяны Николаевны женщина объявила мужу, что подаёт на развод. Сергей возмутился:
— Почему, Мариночка? Разве мы с тобой живем плохо? Что случилось, дорогая? Не хочу я с тобой разводиться, я тебя люблю! У меня ни жилья, ни работы, ничего нет! Куда мы с мамой пойдем? — Да хоть куда! Жила как-то без тебя тридцать четыре года, и ещё столько же проживу! — заявила Марина. — Забирай свою маму и на выход! Жить с тобой я больше не хочу. — Ну солнышко, — лебезил Сергей. — Ну подумай хорошенько! Никто тебя не будет любить так, как я. Мы же просто созданы друг для друга! Я согласен учиться, расти вместе с тобой. Помнишь, ты про курсы говорила? Я присмотрел уже одни. Обучение двести тысяч стоит. Ты же оплатишь? После того, как теперь уже бывшие родственники съехали, Марина на всякий случай сменила замки. Без делёжки имущества не обошлось — Сергей попытался разделить автомобиль, который Марина покупала ещё до регистрации брака. На заседании мужчина заявил, что финансово вкладывался в обслуживание машины, поэтому и требует компенсацию. Судья пыл Сергея остудил быстро, истцу ничего не досталось. Марина, получив свидетельство о расторжении брака, вдохнула спокойно и самой себе пообещала больше никогда не выходить замуж.
Читайте самый обсуждаемый рассказ :