— А мне сегодня любопытное письмо пришло, — говорила Настя своему мужу, — даже не догадаешься, от кого. От брата моего! Вовка сообщает, что хочет нас навестить, а заодно и Москву посмотреть.
Пишет, что запчасти кое-какие ему нужны на трактор и детей к школе одевать надо. Вот принесла нелёгкая!
25 лет не общались, ещё бы столько его не видеть. Вот чувствую я, что ничем хорошим этот визит не закончится!
Настя уже 20 лет жила в столице. Приехала она в мегаполис, как и многие её соотечественники, за длинным рублём.
Работала, встретила своего супруга, Виктора, вышла замуж. Со временем обзавелись собственным жильём, вырастили сына.
С родственниками Анастасия много лет не поддерживала отношений. Отец их бросил очень давно, женщина даже не знала, жив ли он. Мать 20 лет назад ум.ерла.
Был ещё брат старший, Владимир, но с ним Анастасия сразу же после похорон родительницы поссорилась.
Вова младшую сестру выгнал из дома. Его слова Анастасия помнила до сих пор:
— Давай, собирай свои вещи и ищи себе другое жильё, — по-хозяйски распорядился Владимир, вернувшись с кладбища, — дом у мамки маленький, для нас всех места не хватит.
Ты знаешь прекрасно, что Нинка моя на сносях, двойню ждём. Детям нужна будет отдельная комната.
Да и как это — в хате залы нет? Обязательно зала нужна! Давай, в общем, Настя, прощаться. Ты уже совершеннолетняя, не пропадёшь.
Владимир тогда сестре выдал на руки немного денег и со спокойной душой отпустил её на все четыре стороны.
Как Настя жила до встречи с Виктором, она вспоминать не любила, и о том времени никому не рассказывала.
Только муж знал, что жене приходилось и на вокзале ночевать, и койко-место в обшарпанных общежитиях снимать.
Получив письмо от старшего брата, Анастасия призадумалась: с одной стороны, видеть единственного оставшегося в живых родственника ей очень не хотелось, а уж о том, чтобы восстановить отношения с ним, вообще и речи не шло.
С другой стороны, Настя вроде бы должна быть благодарна старшему брату за тот поступок. Если бы она не приехала в Москву, то никогда бы не встретила Виктора, своего супруга.
Мужу о письме Настя рассказала, он рассмеялся:
— А что, до них что ещё цивилизация не дошла? О существовании электронной почты, мессенджеров и вообще мобильных телефонов он не знает?
— Знает, конечно. Просто я своей подруге из деревни оставляла адрес наш лет 15 назад, наверное.
Мобильных телефонов в деревне тогда и в помине не было. Он, видимо, его у Люды и взял. Вот и решил по старинке, письмом. Ну и что теперь делать?
— Я не знаю, — пожал плечами Виктор, — решай сама. Если тебе хочется кормить ораву родственников и терпеть их выходки – пожалуйста, пусть приезжают.
Только я сразу предупреждаю: я, Настя, в этом участвовать не буду! Чтобы с меня не требовали никаких развлечений, я никуда никого возить не буду, и сопровождать твоего брата тоже не собираюсь!
— Ну, по поводу денег… Они у Вовки водятся. Всегда, в принципе, были. Он много лет в колхозе отработал, потом руководство в качестве компенсации за невыплаченную заработную плату отдало Вовке трактор, плуг и, по-моему, телегу большую.
Так, по крайней мере, мне Люда рассказывала.
Он на этом тракторе неплохо зарабатывает — людям каждый год дрова нужны, опять же, в деревне огород каждый сажает.
Он скотину держит, овощи, фрукты выращивают, грибы собирает и на рынке продаёт. Думаю, всё-таки не позволит совесть на нашей шее сидеть!
— Ну, на твоём месте, Настя, я бы не был так уверен, — сказал Виктор, — в любом случае, право выбора за тобой. Если хочешь – приглашай.
Настя подумала и написала брату письмо в ответ. Там она указала свой действующий номер мобильного телефона и согласилась родственников принять в гости.
Только попросила о приезде предупредить, желательно за несколько дней. У Виктора и Настя была дача, весь отпуск они проводили там, заодно приучая к труду и своего 19-летнего сына, Артёма.
— Ты, Вова, мне обязательно позвони заранее, — писала брату Анастасия, — чтобы не вышло оказии какой. Мы можем на дачу уехать. Оттуда добираться очень долго и связь там плохо ловит – специально домик в глуши покупали, чтобы нам никто не мешал.
Владимир сестре через пару дней перезвонил:
— Ну здравствуй, Настя. Давно мы с тобой уже не разговаривали. Спасибо за то, что согласилась приютить меня с женой и детьми. Я почему-то был уверен, что ты не откажешь.
Про билеты – понял, обязательно тебе позвоню и сообщу заранее. Не волнуйся, с пустыми руками не приедем, гостинцев возьмём. И яйца, и мясо, и баночки с грибами! Рыбка копчёная есть! Уважим обязательно.
***
Настя, поговорив с братом, положила трубку и мужу сказала:
— Что-то какие-то у меня нехорошие предчувствия. Вот прямо уверена, что Вовка какую-нибудь гадость мне сделает.
У него зимой снега не выпросишь, а тут расщедрился: и это привезу, и этим угощу! Уже жалеть начинаю о том, что вообще согласилась!
— Так в чём проблема? — спросил Виктор у супруги, — позвони брату и скажи, что мы уезжаем в отпуск. За границу!
— Ага, с него станется, он ключи от квартиры попросит оставить. Скажет, что без нас прекрасно в нашем доме поживёт!
Нет уж, лучше при мне. Да и как теперь врать? Полчаса назад разговаривали, я была согласна, и вдруг у нас планы появились? Не поверит он, Витя.
И Анастасия и Виктор вышли в отпуск, но на дачу так и не уехали. Ждали, когда нагрянут гости. Настя несколько раз звонила брату, но тот ни разу не назвал точной датой приезда:
— Пока сам не знаю, Настёна. Не получается пока. Корова заболела. Вот, лечим. Я бы поехал, только животное бросить не на кого. Кто же кроме меня ей уколы сделает? Я обязательно позвоню, как куплю билеты. Ты не волнуйся!
Настя на свой страх и риск решила всё-таки на недельку на дачу съездить. В пятницу вечером она объявила домашним:
— Давайте, сегодня потихоньку собирайтесь. Завтра с утра поедем на участок, там работы накопилось невпроворот. Лето скоро, а у нас земля непаханая, рассада уже на подоконнике переросла, давно высаживать пора. Бурьяном, наверное, всё поросло…
— А как же гости? — спросил Артём у матери.
— Гости, что в горле кости, — зло сказала Анастасия, — вчера только Вовке звонила, он сказал, что в ближайшее время не приедет точно.
Думаю, относительный порядок мы на даче навести успеем. В ближайшую неделю, наверное, не явится.
Семейство спокойно уехало на дачу. Настя не подозревала, что у брата резко изменятся планы, и он в дорогу соберётся буквально в день её отъезда.
***
— Ну давайте быстрее, — подгонял жену и сыновей Владимир, — что копаетесь? За билетами нужно срочно ехать, сейчас люди хорошие места разберут, и будете вы трястись на боковушках у туалета!
Чего собираетесь, как на свадьбу? Нинка, ты чего так вырядилась? Мы на вокзал едем, а не в ресторан!
Сидя в такси, Владимир рассуждал:
— Билеты нужно брать на ближайшее число. Быстро съездим. Недельку-другую в Москве отдохнём и сразу же домой.
Там потом начнётся сезон. Люди огороды будут копать, участки под картошку. У нас же север, холодно, в конце мая только за огород берутся. В Москве, наверное, тепло уже, лето.
— А ты, Вова, вообще зачем поездку эту затеял? Деньги лишние тратить только! За 2 недели проживания продукты покупай, развлечения оплачивай, это же ещё и хозяевам что-то нужно привезти. Билеты, опять же, в оба конца!
— Ты, Нинка, не лезь, — рявкнул Владимир, — наши с тобой развлечения – задача принимающей стороны. Так везде заведено. Мы едем в гости, нас должны встретить, угостить, как в сказке, накормить и спать уложить! За это я не переживаю, пусть Настя по этому поводу беспокоится.
Владимир купил билеты на ближайшую дату, вернулся домой и тут же позвонил сестре. Телефон у Насти был отключен. Мужчина повторил попытку ещё раз, потом — ещё раз, и принялся ругаться:
— Ты посмотри, решила от меня избавиться! Телефон выключила! Она что, надеется, что я не приеду? Я из-за неё своих планов менять не собираюсь! Раз собрался в дорогу – значит, поеду!
***
Артём каждый вечер проверял входящие сообщения на смартфонах. Чтобы поймать сеть, парню приходилось лезть на дерево, растущее рядом с беседкой.
Настя с Виктором как раз пили чай, когда сын откуда-то сверху крикнул:
— Мама, тебе, видимо, дядя Вова девять раз звонил.
— Интересно, что ему надо? Сигнал есть? Позвони, спроси.
Артём послушно набрал номер родственника, которого никогда в жизни не видел.
Владимир племяннику сообщил:
— Завтра выезжаем. Матери скажи, пусть готовится.
Сигнал пропал, звонок прервался. Артём матери крикнул:
— Мам, брат твой сказал, что завтра выдвигается в нашу сторону.
— Вот я так и знала! — принялась ругаться Анастасия, — как теперь дачу бросишь? Ничего ведь не доделано!
Давай, звони ему и говори, чтобы сдавал билеты и выезжал через неделю. Раньше мы не управимся. Ну что за человек, обязательно нужно сделать пакость!
Владимир на просьбу племянника отреагировал остро — Артём включил громкую связь, и Настя с Виктором услышали:
— Столько лет вас не знал, и больше вообще никогда ни с какой просьбой не обращусь! Ведёте себя как не знаю кто! Я же заранее твоей матери позвонил, сказал, что приеду.
Она специально на дачу уехала! Думала, что позвонит Вова пару раз и оставит свою затею с поездкой в Москву!
Так я ещё и гостинцы думал привезти. Ничего не получите! И скажи матери, чтобы номер мой удалила и никогда мне не звонила! Все планы мне спутала.
С билетами я теперь что должен делать? Сдавать? А часть стоимости мне кто вернёт? Пусть мать твоя разницу мне переводит, я из-за неё убытки понёс!
Настя слушала старшего брата с вытянутым лицом, лишний раз убеждаясь, что он за столько лет так и не изменился. Артём положил трубку, а Виктор неожиданно рассмеялся:
— Вот я всегда говорю: всё, что не делается — всё к лучшему! Насть, какой он, оказывается, у тебя жадный.
А ты ещё, наивная чукотская девушка, говорила, что Вовка сам себе здесь и развлечения оплатит, ещё и объедать нас не станет. Да как бы не так!
Он бы с тобой лаялся за каждый рубль. Хорошо, что не приедет, у меня прямо гора с плеч свалилась. Ну что, спать пойдём? Завтра утром рано вставать.
Настя старшему брату больше не звонила, тот тоже о себе не напоминал. Анастасия решила, что сама судьба её уберегла от встречи с родственником. Владимир, если бы приехал, из младшей сестры всю бы душу вытряс.