— От меня муж ушёл, — подавленно рассказывала Алла подруге, с которой дружила ещё со студенческих времен.
— Это шутка? — не отвлекалась от украшения праздничного торта, спросила Юлия. — Завтра на мой день рождения и я ждала тебя с Виктором.
— Я буду одна, — говорила Алла с грустью в голосе. — Мы уже две недели живем раздельно, он хочет развода.
— Через тридцать семь лет брака разводиться собрался? — отвлеклась Юлия. — Вы поженились сразу после окончания института, Славика воспитали, дождались двух внуков и выхода на пенсию. Что случилось?
— Сказал мне перед уходом, что у нас разное отношение к жизни,— продолжала Алла.
— Нормально, — забыла о торте подруга. — Смелое решение — начать всё с чистого листа в шестьдесят два года.
— Самое обидное, что сын, на его стороне, — продолжала Алла. — Так что, завтра я буду одна.
— Мы дружим сто лет, я сама позвоню Виктору и поговорю, — не сдавалась Юлия.
Алле было всё равно и уже давно. Когда супруг сообщил о своем решении, она даже не удивилась особо. Они, действительно, давно существовали в разных мирах. В её реальности были бытовые хлопоты, дача, готовка, присмотр за внуками и решение всех проблем. Виктор жил трогательной заботой о себе и своих интересах, и не более того. Он постоянно посещал спортивный зал, закалялся холодом, поддерживал идеальную физическую форму и питался исключительно правильно.
— Как можно есть этот холестерин? — часто отчитывал он жену за приготовленные блюда. — Ты опять поправилась, если ты собой не дорожишь – как хочешь, а мне такое не готовь.
— Нет у меня времени готовить всем отдельно, — оправдывалась Алла. — Завтра у нас будут внуки на целый день, поэтому готовлю кашу, котлеты и пирог.
— Ну, понятно, до своего здоровья тебе дела нет, решила ещё и детям его подпортить, — недовольно ворчал супруг. Алла на такие высказывания уже давно внимания не обращала и считала недовольство Виктора возрастными переменами в характере. Подруги над ней подтрунивали, смотря на образ жизни её мужа.
— Ой, смотри, уведет твоего Витьку молодая соперница, будешь одна на старости куковать, — часто говорила бойкая Катерина.
— Запросто такое может быть, — поддерживала её Наталья. — Я вот далеко не сразу обратила внимание, когда муж начал за собой ухаживать. Оказалось, что он для любовницы старается, а твой Витька для своего возраста вообще идеально выглядит.
Алла не спорила, молча слушала, у неё самой никогда не было желания вкладывать столько денег и времени в свою красоту. А Виктор, наоборот, ещё с молодости был франтом, а с возрастом вообще стал болезненно реагировать на перемены во внешности, поэтому придерживался диет и здорового образа жизни. Он принимал витамины, делал маски для омоложения и постоянно проходил курсы массажа.
— Может и мне оформить абонемент в спортивный зал? — спросила его Алла то ли в шутку, то ли всерьёз несколько лет назад. — Вместе будем ходить на спорт и к косметологу.
— Если у тебя есть деньги и возможность, конечно можно, — без особенного энтузиазма рассуждал Виктор.
— Я у мужа попрошу, — в итоге попыталась перевести всё в шутку Алла.
На уровне шутки это и оставалось, потому что, выбирая между обновкой себе, она отдавала предпочтение подаркам для внуков. Виктора это абсолютно устраивало, он привык к тому, что за все семейные дела отвечает жена. Так жизнь и шла своим чередом: она тянула ворох проблем, а он любил себя, потом решил развестись и всё. Оказалось, что сын давно знает о решении отца и даже поддерживает его.
— Пойми, вы совершенно не похожи, — говорил Славик. — Я люблю вас обоих, но ты сама посмотри на отца, как молодо он выглядит, как над собой работает, он ещё полон жизни.
— А мне уже пора на свалку? — спросила тогда Алла сына.
— Не говори глупостей, — сердился Славик. – Давай честно, ты выглядишь старше отца, а ведь вы ровесники. Между вами, как бы, уже нет ничего общего.
— Я так понимаю, ты, наверно, в курсе, что у отца есть любовница, поэтому оправдываешь его всеми способами, — подвела итоги Алла. — Ну и ладно, я осуждать не буду. Документы на развод подпишу и всё.
Сын как-то быстро домой засобирался, Алла осталась одна в большой квартире и первый раз за долгое время дала волю слезам. Даже на праздник к Юлии идти не хотела, но они с Виктором были приглашены давно, и отказываться было неудобно. Поэтому Алла рассказала подруге правду накануне, чтобы на самом мероприятии не слушать лишние вопросы.
— Не обязательно было на меня свою подругу натравливать, — говорил он потом по телефону Алле. – Что ты ей наговорила? Юля налетела на меня, монстра пыталась сделать и обвинить сразу во всех грехах!
— Я не просила её тебе звонить, — честно отвечала Алла. – Это она сама проявила инициативу, потому что ждала нас завтра на своем празднике вместе.
— А ты и рада стараться, грязью меня поливать, чтобы всем друзьям была тема для разговора, — не мог остановиться Виктор.
— А что, мне нужно было соврать? — не понимала Алла. — Не вижу причин так делать. Мы же теперь живём порознь.
— То есть, тебе даже не интересно, почему я решил развестись с тобой? — явно был настроен на конфликт Виктор.
— Не думаю, что это что-то изменит, нет, мне неинтересно, — врала Алла.
— А я всё равно скажу! — распалялся Виктор. — Ты давно перестала за собой следить и превратилась в древнюю старушку с седыми волосами, лишним весом и забывшую о существовании косметики! Я хочу видеть рядом с собой интересную женщину, а не уставшую от жизни бабушку! Мы ещё не в том возрасте, чтобы на печи сидеть, плюшки есть и семечки щёлкать.
— Возможно, я не следила за собой так тщательно, как ты, потому что всё время и силы отдавала семье? – спокойно говорила Алла. — Пока ты холил свое самолюбие и создавал идеальный образ, я работала допоздна, ещё умудрялась сына по кружкам таскать.
— И что? — не понимал Виктор. — Тысячи твоих сверстниц делают то же самое, при этом умудряются хорошо выглядеть и вести активный образ жизни.
— Скорей всего, тысячам этих сверстниц кто-то помогает и поддерживает хотя бы периодически, — пыталась сдерживать слёзы Алла. — А я на протяжении многих лет одна всё тащила, вот и сломалась!
— Классное решение проблемы — переложить всю ответственность на меня, — возмущался дальше Виктор. — Мы друг друга не слышим, нет смысла дальше тратить время на выяснение отношений.
Алла расстроилась и уже не хотела идти на праздник к подруге. Утром позвонила ей с извинениями, обещая позже передать подарок.
— Ну, уж нет! — не была настроена сдаваться Юлия. — Приходи одна, никто тебе вопросами досаждать не будет, проведем весело время в кругу друзей. Ты немного отвлечешься от своих мыслей, и настроение улучшится.
— А потом что? — не понимала Алла. — Одна вечеринка ничего не изменит.
— Потом будем учить тебя жить только для себя, — рассуждала Юлия. — Привыкла всю жизнь тащить на себе мужа, сына, а теперь и внуков, вот и получила благодарность.
— Не умею я для себя жить, — оправдывалась Алла. – И даже смысла в этом не вижу.
— Значит, будем учиться, а потом видно будет, — не сдавалась бойкая Юлия.
За следующие два месяца Виктор ни разу не дал о себе знать, Славик избегал разговоров на щекотливую тему и редко навещал мать. Алла сама подала документы на развод, и странным образом почувствовала после этого облегчение. Раньше мысли о Викторе причиняли ей боль, а теперь становилось неуютно от мысли, что он может вернуться. Оказалось, даже в таком почтенном возрасте можно находить маленькие радости в каждом дне, а раньше Алла об этом даже не догадывалась.