— По-хорошему освободи квартиру, — услышала Ольга. — Эта квартира мне принадлежать должна. По совести! Я в ней полжизни прожила!
— Бабушка мне жилье оставила, никуда я не пойду. Тебя пятнадцать лет не было в нашей жизни, ты о нашем существовании не помнила! Про совесть заговорила? Разве она у тебя есть?
Последний раз маму Оля видела много лет назад. Тот день она запомнила, наверное, навсегда. Разбудила её мама рано:
— Оля, вставай! Быстро одевайся, мы сейчас поедем к бабушке.
Ольга расстроилась:

— Мам, а в школу я не пойду? Мы сегодня на трудах салат готовить должны, ты же мне картошку и яйца отварила? — Не пойдёшь сегодня в школу, — отрезала мать. — Считай, что у тебя выходной! Собирайся быстро, у меня мало времени. Оля, шевелись! Я пока твои вещи и учебники соберу. До бабушки добирались почти час. Лидия Фёдоровна, увидев на пороге своей квартиры дочь и внучку, удивилась:
— А чего вы в такую рань-то? Что-то случилось?
— Мама, нам нужно поговорить, — ставя на пол сумки и вталкивая в прихожую Олю, проговорила Вероника.
— Да что случилось? — запаниковала Лидия Фёдоровна.
— Оля, иди, посмотри телевизор, — велела Вероника дочери. — Нам с твоей бабушкой нужно поговорить. Наедине! Взрослые ушли в спальню. Оля пару минут посидела на диване и на цыпочках вышла в коридор. Дверь была приоткрыта, поэтому девочка хорошо слышала голос матери:
— Я должна думать и о себе тоже! Мама, пойми меня правильно. Валентина я люблю, он сделал мне предложение. Я уезжаю с ним в Санкт-Петербург!
— Побойся бога, дочка! — плакала Лидия Фёдоровна. — А Олечка как? Как она без тебя? Девочке всего восемь лет, она нуждается в матери! — Ничего страшного, привыкнет, — отрезала Вероника. — Валя не хочет воспитывать чужого ребёнка, он вообще детей не любит. Когда мы познакомились, он меня об этом сразу предупредил. Олю я с собой взять не могу, поэтому оставляю её на тебя! Буду помогать по возможности, присылать деньги. Навещать часто не обещаю, зато звонить стану регулярно. Мама, это мой шанс! Что хорошего меня ждёт в этой глуши? Прекрати рыдать, ничего страшного не случилось. Лучше порадуйся за меня: я выхожу замуж за обеспеченного человека! Послышались шаги, и Оля быстро шмыгнула обратно в гостиную. Вероника ушла, не попрощавшись с дочерью. Маленькая Оля после того, как громко хлопнула входная дверь, не выдержала и в голос разрыдалась. Лидия Фёдоровна тут же бросилась утешать внучку: — Ну чего ты, моя хорошая? Чего ты расстроилась? Всё будет хорошо! — Бабушка, почему мама меня бросила? — кричал ребёнок. — Она больше никогда не вернётся, да? — Ну что ты, золотце! — Лидия Фёдоровна, украдкой смахивая слёзы, прижимала к себе внучку и гладила её по голове. — Конечно, вернётся! Совсем скоро. Ятебе это обещаю!
***
Первые два года жизни с бабушкой для Оли былисамыми тяжелыми. Девочка тосковала по матери,практически каждую ночь ей снилась долгожданная встреча, и утром девочка просыпалась в слезах. Лидия Фёдоровна делала всё, чтобы отвлечь внучку. За ребёнка ей было очень обидно. Важную роль в судьбе Оли сыграл отец. Первый супруг Вероники, как только узнал о побеге бывшей жены, тут же приехал к Лидии Фёдоровне и предложил:
— Давайте я заберу Олю?
Лидия Фёдоровна нахмурилась:
— Нет, Олег, внучку я к тебе не отпущу! Ты не обижайся, но проживание с тобой ей на пользу не пойдёт. У тебя новая семья, маленький ребёнок. Оля будет чувствовать себя обделенной! Ты лучше навещай её почаще. Я не против, чтобы ты внучку забирал на выходные. Возможно, мы с тобой когда-нибудь ещё вернёмся к этому разговору, но после того, как Оля привыкнет к своему братику и к твоей новой жене! Если она сама захочет с тобой жить, япротивиться не стану! Олег помогал бывший тёще воспитывать Олю. Смачехой девочка неожиданно быстро нашла общий язык, Юля к ней относилась дружелюбно. Братика Ольга любила, с Антошкой она с удовольствием возилась, ходила гулять, играла и кормила. Олег неоднократно спрашивал дочку, хочет ли она переехать к нему, но Оля всегда отвечала отказом: — Прости, папа, но бабушку я бросить не могу, — с какой-то взрослой серьёзностью рассуждала одиннадцатилетняя девочка. — Как она одна, без меня? К тебе я буду в гости приходить, и ты с Антошкой и тётей Юлей тоже к нам приезжай. Мы с бабулей всегда вас рады видеть! Вероника соизволила к матери и дочери приехать всего раз, через пять лет после побега. Забежала буквально на несколько минут, специально подгадав при этом время — Оля как раз была в школе. Лидия Фёдоровна встретила дочь неприветливо:
— Зачем приехала? — поинтересовалась она у Вероники. — Не верю, что у тебя совесть вдруг неожиданно проснулась!
— Не пыли, мама! — мотнула головой Вероника. — Я не хочу с тобой ссориться. Я приехала продавать квартиру. Сегодня сделку с покупателями заключили,я деньги получила. Вот, хочу оставить вам немного. Хорошо, что Олю ты у себя три года назад прописала. Лидия Фёдоровна долго думала, стоит ли ей принимать эту подачку или нет. Ради внучки она деньги всё-таки взяла. Вероника, глядя, как мать прячет тонкую стопку купюр в карман, усмехнулась,но ничего не сказала.
— С дочерью повидаться не хочешь? — спросила Лидия Фёдоровна. — Оля через час со школы придёт.Подожди её, она по тебе скучает. Хоть и старается виду не показывать. — Извини, мама, не могу, — улыбнулась Вероника.— Меня Валя внизу ждёт. Я к тебе на пять минут забежала. Как подвернется возможность, я приеду. Вероника ушла, а Лидия Фёдоровна решила Оле ничего о её визите не говорить.
***
Благодаря бабушке школу Оля закончила хорошо,поступила в институт, выучилась и практически сразу устроилась работать. Теперь пришёл её черёд заботиться о самом близком человеке. Олег взрослуюдочь не бросил, всё так же продолжал ей помогать.Оля выходные проводила у отца, возилась с младшим братом и трёхлетней сестричкой. Болезнь Лидию Фёдоровну свалила неожиданно — старушка стала жаловаться на дискомфорт с левой стороны грудной клетки.
— Печёт что-то, — хватаясь за сердце, шептала Лидия Фёдоровна. — Накапай-ка мне, Олечка, капель. — Бабушка, давай я скорую вызову? — пугалась девушка. — Ну нельзя же ведь с этим шутить! Я сколько раз тебя просила обследование пройти?Почему ты упрямишься? — Сейчас пройдёт, — через силу улыбалась Лидия Фёдоровна. — Сейчас лекарство выпью и всё будет хорошо. Лидия Фёдоровна из жизни ушла внезапно. Оля,утром уходя на работу, бабушке наказала:
— Бабуля, сегодня обязательно сходи в поликлинику.Ты мне обещала! Ты мне позвони, как соберёшься, я такси к подъезду вызову. Мигом тебя до нужного адреса с ветерком домчат. Обратно тоже на машине приедешь, ходить пешком не придётся. Бабуля,пожалуйста, пройди обследование. Я очень за тебя переживаю! — Беги уже, — улыбнулась Лидия Фёдоровна. — Сейчас раскачаюсь и потихоньку начну собираться.Часам к одиннадцати, думаю, уже буду готова. Ни в одиннадцать, ни в двенадцать Лидия Фёдоровна внучке не позвонила. В половине первого у Оли завибрировал мобильный. «Припозднилась что-то бабуля», — подумала Оля перед тем, как взять трубку. «Куда она теперь успеет?» Разыскивала Олю соседка, близкая подруга бабушки.Ирина Тимофеевна сказала, что Лидия Фёдоровна увезли в первую городскую. — Она у подъезда упала, — сбивчиво объясняла старушка. — Мальчишки какие-то скорую вызвали.Ты поторопись, дочка! Узнай, как она там. Оля быстро отпросилась у начальства и рванула в больницу. Там ей сообщили, что бабушки больше нет.Церемонию прощания Ольга помнила плохо, все заботы взял на себя её отец.
***
О том ,чтобы единственная внучка не осталась без жилья, Лидия Фёдоровна позаботилась несколько лет назад. Как только Оле исполнилось восемнадцать,бабушка оформила на нее свою трёхкомнатную квартиру — сделала дарственную.Предусмотрительность Лидии Фёдоровны в итоге спасла Олю. Вероника, как только узнала о кончине матери, тут же приехала в родной город. Мать Оля поначалу не узнала — всё-таки прошло пятнадцатьлет с момента их последней встречи. В квартиру поздно вечером кто-то постучал. Оля открыла дверь и на пороге увидела неопрятно одетую женщину. — Здравствуйте. А вам кого? — дружелюбно поинтересовалась Оля. — Не узнала? — хриплый голос гостьи Оле показался смутно знакомым. — Я — мама твоя! Можно войти? Оля растерялась. Немного подумав, девушка кивнула: — Проходите. Вернее, проходи. Вероника скинула пальто и направилась на кухню.
— Надо же, как здесь всё изменилось, — оглядывая свежий ремонт, протянула женщина. — При маме здесь было всё иначе. Ну, рассказывай. Как живёшь?
— Хорошо, — пожала плечами Оля. — Бабушка… Она… — Я знаю, — спокойно ответила Вероника. — Пусть земля ей будет пухом. Покажешь как-нибудь потом,где мама лежит. Ставь чайник, нам с тобой нужно о многом поговорить. Оля внимательно слушала рассказ матери: — Он мне обещал красивую жизнь показать, — вздыхая, говорила Вероника. — Поначалу всё так и было! Мы приехали в Петербург, поселились в его однокомнатной квартире. Валя сразу сказал, что работать я никогда не буду, он меня всем обеспечит.Деньги у него были, мы открыли бизнес. Два года дело приносило неплохой доход, а потом его уничтожили конкуренты. Валя запил, я столько сил приложила, чтобы его к жизни вернуть! Любила его очень, помочь старалась, поддержать. Он даже устроился на работу, чтобы нам было на что жить. Апотом я предложила ему продать свою квартиру… Очень мне хотелось снова обрести финансовую независимость. Ты меня слушаешь? Оля молча кивнула, а Вероника продолжила: — Хорошо ещё, что мама через несколько лет после моего отъезда позвонила и попросила тебя из квартиры выписать. Хотела у себя прописать. Жильё я продала без проблем, почти все деньги отдала Вале.Бизнес мы основали, раскрутились, наконец-то стали жить так, как мечтали! Я ездила за границу, одевалась в дорогих магазинах. Мы купили большую квартиру,отстроили загородный дом. Единственное, что меня беспокоило, так это то, что Валик не зовёт меня замуж. Мы с ним много лет жили без штампа в паспорте. А три года назад всё рухнуло: Валик мне сказал, что женится на дочери своего партнёра! Я для него стала отработанным материалом… Его невесте только-только исполнилось восемнадцать. Конечно,она молодая и красивая, а я — сорокапятилетняя старуха… Вероника заплакала. Оля хотела обнять мать, но не решилась. Разошлись далеко за полночь, Ольга долго не могла уснуть, все думала над словами матери. Она так и не поняла, зачем та приехала. ***
Оля собиралась на работу, когда мать неожиданно у нее спросила: — Ты когда съезжать собираешься? Вопрос Ольгу застал врасплох:
— Куда? — не поняла Оля. — Почему я должна съезжать? — Эта квартира мне принадлежит по закону, —объяснила Вероника. — Я у матери единственный ребенок, наследница первой очереди. Ты, я смотрю, в жизни уже устроена, тебе не составит труда снять жилье. Я сейчас к нотариусу пойду, а когда вернусь, могу помочь тебе собрать вещи. Ольга остолбенела: так вот зачем она приехала! Квартиру захотела получить. Стараясь сохранять спокойствие, девушка повернулась лицом к матери и сказала: — Уйти придется тебе. Бабушка еще шесть лет назад на меня дарственную оформила. Эта трехкомнатная квартира — моя собственность. Вероника прищурилась:
— Врешь! Мать бы никогда до такого не додумалась!
— Ей папа подсказал, — усмехнулась Оля. —Можешь уезжать, тут тебе ловить нечего. Вероника швырнула в дочь полотенце, которое держала в руках:
— Подсуетилась? Я не намерена ни с кем делиться, эта квартира моя! Уходи по-хорошему, не вынуждай меня идти на крайние меры! Ты молодая, еще сможешь устроиться в жизни, а мне что делать? Прояви сострадание к матери, которая тебя на свет произвела! Только за это ты мне до конца жизни должна быть благодарна. Я тебе три дня даю на сборы. Оля мать выгнала. Добровольно уходить из квартиры Вероника не хотела, девушке пришлось звонить отцу.Олег приехал и быстро навел порядок. Вероника обращалась в разные инстанции, но оспорить дарственную у нее не получилось. Из жизни дочери она исчезла так же быстро, как и появилась.
Читайте самый обсуждаемый рассказ :