Хмурое октябрьское утро на городском кладбище. Мать рыдает над могилой сына. Рядом стоят муж Илья и десятилетняя дочь Люба. Девочка шмыгает носом, но слёз нет. Она крепко сжимает папину горячую ладонь и смотрит в яму, куда опускают гроб.
Семья Воробьёвых обычная, как многие другие. Так считал глава семейства.
В стране грянула перестройка, и всё покатилось в тартарары. Институт, где они работали с женой, закрыли. А в семье росли двое детей: старший сын Костя и младшая дочь Люба. Их надо кормить, одевать. Встал вопрос – где взять деньги.
Благо знакомый Ильи предложил объединиться и возить из Польши сигареты. Наскребли денег, что смогли. Закупили сигареты, косметику и бытовую технику. Реализовали быстро. Так и пошёл бизнес.
Через год супруги уже открыли свой небольшой магазинчик, чуть больше газетного киоска. Жизнь в материальном плане наладилась. Но бизнес требовал много времени и сил.

Поначалу Илья ездил за товаром один, а Нина сидела с детьми. Люба пошла в первый класс, а Костя в пятый. Но через два года Илью обокрал попутчик, и они снова залезли в долги. Жена решила всюду сопровождать мужа.
Родители полагались на почти взрослого тринадцатилетнего Костю. Он присмотрит за сестрой и домом. Нина договорилась с соседкой, чтобы та готовила детям обеды, а в остальном доверяла сыну.
— Без проблем! – соглашается Костя, — у меня не забалуешь. Конечно, езжайте.
Возвращаясь домой, родители радовались, что дети сыты и в квартире порядок. Отметки в школе у сына и дочери хорошие, нареканий никаких нет. Илья и Нина полностью погрузились в работу. Домой приходили только поздно вечером, и едва повидавшись с детьми, ужинали и ложились спать.
Теперь у Ильи хорошая машина, полный дом дорогих вещей, у жены драгоценности, шубы.
— Нина, дорогая, — преподносит муж ей очередную брошь, — ты этого заслуживаешь. Я так тебе благодарен за всё!
— Мне уже это складывать некуда, не то, что носить, — смеётся Нина и целует мужа, — спасибо, дорогой.
Однажды, когда они были в своём магазине, позвонила соседка:
— Илья, беда! – кричит она взволнованным голосом, — вас обокрали. Я вызвала милицию.
Он сообщил жене, и они отправились домой. Войдя в квартиру, они застали полный разгром. Вошла соседка Вера. Она привела детей.
— Вот, — говорит она, держа за руку перепуганную Любу. Костя выглядывает из-за спины, — они у меня сидели, пока полицию ждали.
— Илья, ну как же так? – плачет Нина, — какой ужас!
— Успокойся, — утешает её муж, — хорошо, что дети были в школе. Они не пострадали – это главное. А тряпки и остальное барахло мы ещё купим.
— Ваша жена права, — говорит полицейский, — детей не было – это хорошо. А теперь составьте список всего похищенного.
— Вы их найдёте? – спрашивает Нина, вытирая слёзы.
— Ну… — замялся полицейский, — попытаемся.
Постепенно семья восстановила похищенные вещи. Не всё, но самое основное купили. Украденное, как ни старалась милиция, никто не вернул.
Только теперь отец стал замечать, что из шкафа, где хранились деньги на текущие расходы, стали регулярно пропадать значительные суммы.
— Нина, куда ты потратила столько? – строго спрашивает он, — мы же договорились отложить на отпуск.
— Я не брала. Думала, что ты взял, — отвечает она, удивлённо глядя на мужа, — а разве не ты?
Они опросили детей. Десятилетняя Люба расплакалась:
— Мамочка, я не брала. Правда.
— Вот ещё! – отпирается Костя, — сами куда-то дели, а валите на меня. Сами разбирайтесь.
С того дня Илья приглядывает за сыном. «Больше взять некому», — думает он.
Договорившись с женой, что задержится дома по делам, отправил её на работу в их магазин. Сам разбудил детей в школу.
— Костя, Люба, вставайте! – кричит он из коридора, — завтрак на столе. В школу опоздаете.
Он громко попрощался и хлопнул дверью, а сам спрятался в кладовке. Решил подсмотреть за сыном.
Люба ушла в школу, а её брат замешкался. Дёргается, словно ждёт чего-то. Раздался звонок в двери.
Костя быстро открыл и сразу начал оправдываться:
— Вован, я всё отдам. Ты же меня знаешь, — уговаривает он, — а сейчас мне нужна доза. Срочно! Прошу, дай в долг!
— Ишь ты, какой борзый! В дол ему подавай, — усмехается парень с наколкой на руке, — а может поищешь у своих предков или устроим кражу, как в прошлый раз.
— Да… — вздыхает Костя и дёргается в судорогах, — тогда мне денег хватило на полгода. Здорово вышло. Никто не заподозрил. Нет, сейчас так не пройдёт.
Илья наблюдает за происходящим и поражается:
«Оказывается, это Костя с дружками нас ограбил! Да что с ним такое? О какой дозе он говорит? Неужели он наркоман?»
От всего, что он узнал, бросило в жар. Возмущению нет предела.
«Только бы Нина не узнала, — думает он, – она такого не переживёт». Он уже собрался выйти из своего укрытия и разоблачить сына, как услышал следующее:
— А это, что за малая? – смеётся гость, разглядывая фото Любы, — симпотная. Была бы постарше, забрал бы её в счёт долга.
Хохочет. Костя оживился и подошёл к приятелю.
— Так бери! Ей уже десять лет, — предлагает брат.
— Ну, — замялся тот, разглядывая девочку, — если только одному челу предложить. Есть у меня такой любитель малолеток. Кино он с ними снимает что ли.
— Сколько? – радостно спрашивает брат, — сколько дашь доз за неё? Мне сейчас нужно. Дай! Я знаю, у тебя есть.
— Ладно! – отмахивается гость и протягивает пакетик, — а то смотрю, загнёшься. А на счёт сестры я позвоню дня через два.
Костя хватает пакетик и бежит в свою комнату. Кричит оттуда:
— Звони! Я всё устрою.
— А родителей не боишься? – хохочет Вован, — вдруг узнают, что ты сеструху продал?
— Если что, отвезу в лес, чтобы не болтала, — выдыхает Костя.
Дальше Илья ничего не слышал. Он потерял сознание от волнения. Отец был не готов к таким известиям. Он думал, что парень просто ворует деньги. А тут такое — их сын наркоман, готовый за дозу продать младшую сестру.
Когда Илья очнулся, дома уже нет никого. Он выбрался из укрытия и прошёл в комнату сына. На стене его фотография из детского сада, семейное фото у ёлки. Он смотрит на них и не понимает:
«Когда мы просмотрели сына? Когда он превратился с циничного негодяя? Времени совсем мало, что же придумать? Нине говорить о таком нельзя. И потом, если Костя столько лет нам врёт, то он способен на всё».
Вечером за ужином он осторожно наблюдает за сыном. Костя возбуждён и очень доволен. Периодически с загадочной улыбкой поглядывает на сестру. За этот его взгляд, Илья готов вскочить и ударить Костю. Он едва сдерживает себя.
Всю ночь он не спал. Лежал с закрытыми глазами и перебирал в голове варианты решений. Он убеждает себя пойти в полицию и заявить на сына, но после отказался от этой идеи. Представил истерики жены и виртуозное изворачивание Кости. Понял, что это не выход. Он тихо плачет, вспоминая какой ласковый и хороший был сын в детстве. Как они играли в футбол на пляже, как Костя радовался, когда принесли из роддома Любу. Он был таким заботливым братом. И что с ним стало теперь.
«Я должен сам решить проблему, не посвящая никого!» — решил он и заснул уже под утро.
Весь день он ходил рассеянный, и жене приходилось по несколько раз его окликать.
— Илья, что с тобой? – сердится Нина, — принеси со склада товар. Покупатель ждёт.
— Что? – растерянно переспрашивает он и кивает, — да. Да, конечно. Сейчас.
Он принял решение. Страшное решение. Но не может признаться себе, что это единственный выход. Что-то внутри ещё заставляет колебаться и надеяться, что всё само разрешиться.
«Нет, не разрешиться! — отвечает он себе, возвращаясь со склада. — Остаётся лишь обдумать нюансы его исполнения. Я убью сына».
Он выкладывает на полки продукцию и смотрит на жену.
«Я не позволю страдать моим родным. Да! Другого выхода нет, — убеждает он себя, — несчастный случай. И моя семья спасена от мерзавца. А главное, никто не узнает, что рядом с ними жил монстр».
Илья всё подготовил. Он отправил жену и дочь по магазинам, а сам ждёт Костю.
Настольная лампа должна коротнуть и ударить током. Всё будет выглядеть, как несчастный случай. Он так нервничает, что по спине и вискам бежит пот. Убить собственного родного ребёнка, пусть даже наркомана, тяжело.
Сын вернулся. Отец и сын последний раз сидят за столом, и пью чай. Руки Ильи трясутся, он прячет их под столом.
— Ну, как дела в школе? – спрашивает отец, грустно разглядывая сына.
— Нормально всё! – огрызается тот, — что вам всем от меня надо? Достали! Оставьте меня в покое.
Илья даже облегчённо улыбнулся от того, что сын ему хамит. Костю ломает, он дёргается и нервно озирается. Ушёл в комнату.
Илья мыл посуду, когда лампочка замигала, а из комнаты сына послушался крик. Чашка сына упала из его рук на пол и разбилась. Отец стоит неподвижно. Ноги, как ватные, не идут.
Он прошёл в коридор и вызвал скорую помощь. До самого приезда врачей, он даже не заглянул к сыну. Нет сил.
***
На поминках много одноклассников Кости. Жена и дочь постоянно плачут. Староста класса говорил о том, какой Костя был хороший друг и как его теперь будет не хватать. Илья смотрит на рыдающих Нину и Любу, а самого колотит дрожь. В голове одна мысль:
«Это я его убил! Я!»
Прошёл месяц с похорон. Жизнь потихоньку возвращается на свои круги. Нина готовит завтрак и кормит семью. Илья сосредоточился на работе.
Только последнее время ему снится Костя. Он стоит перед ним и смеётся в лицо. Не упрекает, не угрожает, а просто смотрит и хохочет.
Илья просыпается в холодном поту. Весь день ходит, как сонный. Вечером, закрывая магазин, он просит жену:
— Нин, ты иди домой, а я немного задержусь, — на удивлённый взгляд жены поясняет, — просто пройдусь. Подышу воздухом.
Темно. Снег хрустит под ногами. Илья сам не знает куда идёт. Вдруг его окликает женский голос:
— Илья?! Это ты? – удивляется красивая молодая женщина.
— Инга! – улыбается он, — сколько лет мы не виделись? Может, выпьем кофе, поговорим.
Они зашли в ближайшее кафе.
Илья и Инга были когда-то женихом и невестой. Он учился в столице, а Инга ходила на подготовительные курсы и собиралась поступать на следующий год. Когда он вернулся на каникулы, то выяснил, что его невеста сбежала. Просто вышла замуж и уехала с Вадимом в Германию. Туда направили служить мужа.
Илья рассказал о своей семье, о бизнесе и детях. А когда он сказал, что его жена Нина, Инга открыла рот и ахнула:
— Не может быть!
— Почему не может? – хмыкнул он, — ты же знаешь, я ей всегда нравился. А после того, как ты меня бросила…
«Я бросила? – возмутилась про себя Инга, — это ты меня беременную бросил».
— Если бы ты знала, как меня жизнь наказала, — вздыхает он. — Я родного сына убил.
— Как? – вскрикнула она, но перешла на шёпот, — за что?
Илья, как на исповеди всё рассказал.
— Теперь спать спокойно не могу, — признаётся он, — родной сын снится и смеётся мне в лицо. Я не могу больше. Готов пойти в полицию и во всём признаться.
— Погоди идти в полицию. Это не тебя, а твою жену бог наказал. Мы ведь с Ниной вместе забеременели. Она от Максима, а я от тебя. А потом прибегает как-то ко мне, и тычет мне фото, где ты с какой-то девицей в обнимку. Я психанула. Разбираться не стала, что за девица у тебя появилась. Родителям не сказала, что беременная. А тут Вадим приехал к родителям, военное училище закончил. Сделал мне предложение, я согласилась. Лишь бы уехать подальше.
— Как беременная? – удивился Илья, — я ничего не знал. Так у тебя мой ребёнок?
— Твой! Сын Кирилл, — отвечает Инга, улыбаясь, — а тот, которого ты убил, сын Максима. Вот хитрая Нинка!
Инга открыла сумочку и протянула Илье семейную фотографию. Она грустно вздыхает и поясняет:
— Это мы с Вадимом, это Кирилл слева. А это наши двойняшки Оля и Олег. Уже второклассники. Быстро жизнь пролетает. У тебя семья и у меня дети. Просто не судьба нам быть вместе.
Они ещё долго говорили, а потом простились.
Вина за гибель Кости ещё душит и терзает, но теперь Илья знает, что где-то там живёт его сын. Родной и живой! От этих мыслей на душе легче.
На следующую ночь снова приснился Костя. Он так же улыбается и подходит ближе.
— Спасибо тебе, пап, — тихо говорит он, — ты спас меня от такого… Не казни себя, живи дальше.
Костя обнял отца.
Илья проснулся от тёплого прикосновения. Вздрогнул и открыл глаза. На душе легко и спокойно, а сомнения терзают:
«Правильно ли я поступил, что убил сына? Неужели не было иного решения?»