В одиннадцать часов вечера кто-то открыл дверь квартиры ключом. Аня ещё не спала, она испуганно растолкала мужа, который даже не шелохнулся от этого звука.
– Сереж, кажется, к нам грабители пробрались, надо звонить в полицию!
– Ань, да не обращай внимания, это мама, я ее по шагам и одышке узнал.
– Погоди, но откуда ключи у Марины Витальевны? И почему ты меня не предупредил?
– Ну, ты же не ладишь с моей мамой, вот я и не хотел скандала. Мать сказала, сама с тобой поговорит, мудро и по-женски. Разберитесь уж, пожалуйста, без меня!
– Когда ты уже научишься говорить маме нет? – жена ругала мужа. Но Сережа перевернулся на другой бок и спокойненько закрыл глаза.
Молодая женщина все никак не могла привыкнуть к тому, что ее муж – маменькин сынок.
Вернее, звоночки были и до свадьбы. Чего только стоил эпизод, когда сын жаловался маме, что жена не дожидается его прихода с работы и преспокойно ужинает одна.
Этот и похожие случаи Аня считала скорее забавными. Да, разумеется, она ест, как только возвращается домой. Не ждать же еще два часа, пока придет Сергей!
В конце концов она даже разогревает и подаёт ему ужин, но повторно есть с ним уже нет никакой возможности, поскольку Анна дорожит своей стройностью.
Но сейчас все зашло слишком далеко. Невестка никак не собиралась мириться с приходами свекрови без предупреждения в квартиру, за которую они сами платили ипотеку.
Потому она не стала тормошить мужа и вышла для того, чтоб поговорить с Мариной Витальевной.
– Анечка, я вас все-таки разбудила… Как же неудобно получилось. А я продукты принесла. Сама котлеток нажарила. Сережа жалуется, что ты его кормишь полуфабрикатами, сам он сказать стесняется… — у свекрови была удивительная манера чувствовать себя везде как дома, даже если ее никто не приглашал.
–Марина Витальевна, начнем с главного. Вы вошли в чужую квартиру, открыли дверь своим ключом, да еще поздно вечером. Что вы здесь делаете?
Анна собрала волю в кулак, чтоб не дать свекрови запутать и отвлечь себя, в чем та была мастером.
– Ой, а Сережа тебя не предупредил? Я ж говорю, что котлетки принесла. Как жаль, очень неудобно… — засуетилась Марина Витальевна.
И хотя на словах она вроде бы как извинялось, но в зеленых глазах болотного оттенка загорелось торжество и злорадство.
Свекровь была намного ниже Ани. Но почему-то сейчас стройная, высокая, спортивная блондинка чувствовала страх перед этой седовласой «террористкой», которая так и продолжала отпираться.
Со слов свекрови выходило, что сын якобы предупредил жену, так что ничего плохого она не делает.
– Марина Витальевна, да, Сергей сказал, что вы собирались прийти, и что он дал вам ключи. Но он сделал это уже после того, как вы вошли. Вы хотели поговорить со мной? Так пойдемте и все выясним с первого раза, чтоб больше не было недоразумений! – Аня была настроена решительно.
Ее жизнь никогда не была легкой. Мать Ани постоянно только и делала, что выходила замуж. А дочь росла как сорная трава. И она с детства знала, что надеяться может только на себя.
Да, рассчитывать только на свои силы – это еще терпимо. Но когда рядом появляется вредитель и маменькин сынок, который позволяет вторгаться в их квартиру свекрови, когда ей вздумается, — это уже слишком.
Анна любила Сергея, но не собиралась участвовать в играх его мамаши.
– Так о чем ты хотела поговорить, роднулечка? — засуетилась Марина Витальевна.
– Послушайте, пьюкровулечка, завтра я поменяю замок, и вы больше сюда не придете! Если Сергей снова даст вам ключи, он переедет к вам, а я с ним разведусь. Вы же знаете, что он почти ничего не зарабатывает, ипотеку плачу я. И хочу напомнить, что я взяла ее до брака!
Аня и сама не понимала, как у нее так складно получилось с первого раза все сформулировать.
Просто разные отчимы и так отравили ей годы детства и юности тем, что пытались воспитать под себя. А мама никогда ее не защищала. Так вот теперь с нее хватит! Анна сама сможет за себя постоять.
Свекровь проигнорировала «пьюкровулечку» и продолжила свою речь:
– Но полуфабрикаты… они очень вредны для желудка Сереженьки!
– Знаете что, тогда забирайте сына с собой прямо сейчас. Не собираюсь отдуваться за его слабости. Сейчас я притащу вам дитятко!
Аня вдруг вспомнила, с каким нахальным видом муж сообщил, что пришла его мамаша, будто так и надо. В ней разгорелась ярость.
Она вытащила за шиворот футболки сопротивляющегося мужа из кровати и поволокла на кухню. Пухлый и уже начинающий лысеть брюнет возмущался и ныл, пока его тащили по коридору, но почти не сопротивлялся.
– Сынок, и на ком ты женился? – вопрошала свекровь. – Уйдем отсюда немедленно! Одевайся! Это же просто мужик в юбке! Не зря работает тренером по фитнесу. Вон какая силища! Не о такой невестке я мечтала!
Марина Витальевна мстительно сверкнула глазами в сторону Анны.
– Мам, но я не хочу с тобой жить, — удивил всех Сережа.
– Как это? Ты что, предаешь мать? — возмутилась свекровь, которая никак не ожидала от слабовольного сына такого отпора.
– Мам, я люблю тебя, но ты не даешь мне никакой жизни. Я и Аню люблю, ты же знаешь, — было даже странно, что Сергей способен сказать такое своей маме. Раньше Анна за ним подобного не замечала. И сейчас подумала, что он не безнадежен. С материалом, пожалуй, можно работать.
– Ах так? Ладно! Утром поговорим. А пока постелите мне на диване, — нахальная свекровь и не думала уходить из квартиры невестки.
– Ну уж нет, вам тут будет неудобно! Лучше я вызову вам такси, — Аня не собиралась идти даже на небольшие уступки.
Если она сейчас сдаст позиции, потом останется только вцепиться в волосы свекрови, а этого совсем не хотелось.
Когда свекровь вышла за дверь, Аня вручила Сергею сумку с продуктами и велела помочь матери ее донести до такси. А когда муж вернулся, спросила:
– Ты когда-нибудь научишься отказывать матери? Или всегда будешь ставить меня в глупое положение?
– Ань, прости, не выгоняй меня, пожалуйста! Ты же видишь, я стараюсь измениться, — ноющим голосом ответил Сергей.
Анна вздохнула. И как она могла из всех мужчин выбрать именно маменькиного сынка? И все-таки муж был родным и близким.
Она точно знала, что в каких-то важных вещах на него можно положиться. А людей без недостатков не бывает.
После этого случая свекровь целых три месяца не разговаривала ни с Аней, ни с Сергеем. Муж каждый день рвался пойти к матери на поклон, но жена ему не разрешала.
– Пойми, если ты сейчас дашь слабину, нам потом останется либо развестись, либо переехать в другой город!
– А вдруг маме плохо? Она так расстроилась, я переживаю за нее!
– Сереж, я позвонила соседке, твоя мать чувствует себя отлично. Уже весь подъезд знает, какая я змеюка!
– Ох, ну ладно.
Время маминого молчания сказалось на Сергее благоприятно. Он нашел работу с более высокой оплатой, и начал хотя бы вносить равносильный вклад в ведение хозяйства.
– О, уже кое-что, теперь я живу хотя бы с пополамщиком. Это прогресс! — пошутила Аня.
– Ага, как же, справедливостью тут и не пахнет. Ты будешь есть мои продукты и спокойно платить ипотеку, а потом выставишь меня из своей квартиры, а я потрачу на тебя свои молодые годы, — засмеялся Сергей, повторив в шутку слова своей матери, она не раз такое говорила.
– Ого! Я будто слышу голос Марины Витальевны! — улыбнулась Аня.
Ей нравилось в муже то, что он ничего не скрывал, не держал камней за пазухой, как другие мужчины, которые ей встречались.
К тому же Сергей и правда ее любил, и не подсчитывал каждый потраченный рубль.
– Я скучаю по маме, — вдруг вздохнул муж.
– А я по своей нет. Да и она про меня редко вспоминает, разве что просит денег ей подбросить, так что я тебе даже завидую… — призналась Анна.
А потом супруги договорились, что Сергей может сколько угодно общаться со своей мамой, только не будет заставлять жену принимать участие в этих беседах и не даст свекрови ключ от квартиры. Это всех устроило.
Так спокойно прошли целых полгода. Аня радовалась тому, что дела у нее на работе идут очень хорошо. Так что удалось выплатить уже большую часть ипотеки.
Если так дело пойдет и дальше — через полгода она будет жить в собственной квартире.
Анна не говорила об этом Сергею, потому что муж мог проболтаться маме, а та опять бы начала выдумывать всякую ерунду из зависти.
Конечно, было тяжело жить в обстановке недоверия. Но если у нее такая свекровь — просто необходимо придерживаться главного правила индейцев: ничего не говорить ни о победах, ни о поражениях.
– Анют, а когда у нас появится малыш? — спросил Сергей где-то через пару месяцев.
– Это твоя мама хочет внуков? — насторожилась Аня.
– Да, и она тоже. Но я и сам очень хочу детей, — признался Сергей.
– Сереж, я бы и рада родить ребенка, но ипотеку еще платить и платить. А ты пока не так уж много получаешь, — Аня решила проверить мужа.
Интересно, как он среагирует? Будет ли работать больше или продолжит плыть по течению…
– Да, ты права. Я должен что-то предпринять, — удивил ее Сергей.
Аня думала, он просто отделается общими словами.
Тем же вечером ей в дверь настойчиво позвонили. Аня никого не ждала. У мужа есть ключ. Поэтому она не стала открывать. Но тут послышался такой сильный стук в дверь, что пришлось на это как-то реагировать.
Она посмотрела в глазок и увидела свекровь. Решила открыть, но оставила цепочку, а то после такого стука всего можно ожидать.
– Что вы хотите, Марина Витальевна? Почему просто не позвонили по телефону заранее?
– Послушай ты, нищебродка! Да кто ты такая, чтоб с тобой согласовывать визиты? Королева?! Извини, не узнала тебя в гриме, коронованная особа! Впусти меня немедленно…
– Ну уж нет, говорите здесь. Если вы начали с оскорблений — ничего хорошего дальше ждать не приходится.
– По твоему наговору сын лишает меня средств к пропитанию! Меня, старую женщину!
– Вроде вам всего шестьдесят лет… Какая же вы старая? И о чем вообще идет речь?
– Ты все прекрасно знаешь! Так вот, если не отговоришь Сережу, я вас прокляну!
Аня была очень рада, что не убрала цепочку. Лицо Марины Витальевны так и пылало от гнева. Чего доброго, она бы и правда набросилась на нее.
Когда с работы пришел Сергей, она ему все рассказала. Мужчина очень расстроился.
– Очень жаль, что мама так реагирует. Она ведь сама обещала, что когда я женюсь, отдаст мне квартиру, которая досталась от отца.
– Погоди, у тебя есть жилье? — Аня ничего не понимала.
Сергей рассказал, что после развода отец подарил ему квартиру. И как мать не уговаривала оформить на нее дарственную, сын не соглашался.
– Помнишь, мы уже тогда встречались. И тест показал две полоски. Вот я и боялся, что если пойду на поводу у мамы, оставлю тебя и ребенка без жилья, — пояснил муж.
Аня кивнула. Оказывается, муж был не таким уж бесхребетным. Он заботился о ней с самого начала. Ей стало стыдно, что она часто обзывала его инфантильным.
– Да, тогда была ошибка с тем тестом. Знаешь, я очень боялась забеременеть и жить в съемном жилье, — призналась Аня. – Ну вот, когда выяснилось, что ты еще не беременна, мама попросила разрешения сдавать мою квартиру. Сказала, что будет копить деньги для меня и оплачивать коммунальные. Так прошло три года. И когда я сказал, что теперь мне нужна квартира, выяснилось, что по коммунальным платежам огромная задолженность, да и деньги она мне никакие не отдаст, — пояснил Сергей.
– Ничего, как-нибудь справимся вдвоем. Знаешь, а я ведь уже погасила ипотеку! — на радостях призналась Аня.
И тут же испугалась. А вдруг теперь Сергей оставит квартиру маме? Ох, зря она это брякнула!
– Ну, лучше же, когда жилье есть и у мамы, и у папы. Вдруг у нас будут близнецы, — рассмеялся Сергей.
И к удивлению Ани, его слова оказались пророческими.
Всего через год она родила двух чудесных мальчишек Павлика и Кирюшу. К тому времени Сергей уже продал свою квартиру, купил другую, они туда переехали и не сказали маме адрес.
А жилье Ани сдавали мрачному спортсмену, на которого не производили никакого впечатления попытки Марины Витальевны ворваться в квартиру и устроить скандал.
Сергей при этом регулярно звонил матери, заказывал периодически уборку ее квартиры и доставку продуктов.
А еще по большим праздникам они встречались всей семьей на нейтральной территории, в кафе или парке. Если у Марины Витальевны начиналась очередная истерика, Аня могла просто уехать на такси.
– Анют, я должен заботиться о маме, ты уж не обижайся. Все же она меня родила, — сказал как-то Сергей.
– Сереж, послушай, если ты нашел способ больше зарабатывать, решаешь все проблемы семьи и не мотаешь мне нервы, все остальное меня не касается, — призналась Аня.
Она никак не ожидала, что ее муж может так быстро повзрослеть и стать настоящим защитником и опорой, но любящие люди способны удивлять.
Прошло несколько лет. Близнецы подрастали, и возникла новая проблема. Бабушки с обеих сторон начали говорить Павлику и Кирюше гадости про родителей.
– Ваша мать предала меня. Надеюсь, вы поступите с ней так же, когда вырастите, — сказала мать Ани внукам, когда дочь отказала в том, чтобы подарить ей долю в семейной квартире.
Дело было не в том, что Анне нуждалась в этой жилплощади.
Просто кавалеры мамы становились все более молодыми и подозрительными. Так что это был единственный способ сделать так, чтобы мать на старости лет не осталась без жилья.
– Старуха вынуждена работать, а молодежь с жиру бесится, на юг катается и покупает вам такие дорогие игрушки! Да чтоб провалились ваши родители! Бумеранга ждать недолго! — злобно шептала малышам в парке мать Сергея.
Ситуация была очень сложной. Надо было постоянно объяснять детям, почему их бабушки такие злые и совсем никого не любят.
– Аня, видимо, надо предпринимать какие-то решительные меры. Дети растут, и хотя мне жалко наших травмированных мам, но я не хочу, чтоб они делали наших детей несчастными. Давай что-то придумаем! — предложил муж, когда подслушал, как дети в очередной раз испуганно шушукаются о поведении бабушек.
– Может, оставим все как есть? Дети вырастут, и сами во всем разберутся. В конце концов они не так уж много времени проводят с нашими матерями, — Аня и сама не ожидала, что вот так ответит.
Ей теперь было отчаянно жалко свою мать, которая сама портила жизнь себе и всем окружающим. Что до свекрови — с ней почти не приходилось общаться, так что можно было спустить ситуацию на тормозах.
– Так нельзя. Надо научиться говорить «нет» обеим мамам, раз уж они не умеют себя вести, — решительно сказал Сергей.
После рождения детей он с удивлением отметил, что ему нравится менять свою жизнь, а не проглатывать оскорбления и унижения.
Сам он мог бы и потерпеть обиды от матери, но теперь у Сергея была еще ответственность за семью. И он понимал, что проблема сама по себе не рассосется. Ни его собственная мать, ни теща никогда не изменятся.
И они будут продолжать атаковать детей, которые посмели стать счастливыми без них, через внуков.
Виноваты мамы в этом или нет — было не так уж важно.
Сергею не хотелось никого обвинять, поскольку по характеру он был любящим и миролюбивым. Сейчас важно было просто решить вопрос с минимальными потерями прежде всего для собственной семьи.
– Я не знаю, что делать. Ты мужчина, ты и должен решить! — Аня раньше часто так его дразнила, когда намекала на инфантильность.
А теперь и правда надеялась на то, что муж найдет решение. За годы брака Сергей доказал делом, что на него можно положиться.
– Кажется, ты давно хотела переехать в Москву! — улыбнулся муж.
– Ох, да, это было бы здорово! Но нужно будет решить прежде всего вопрос с жильем, — Анне на самом деле не хотелось ничего менять.
– Вообще-то, мы найдем варианты при желании. И я уже договорился с шефом, что тот на время предоставит нам служебное жилье. Не хотел быть голословным. И сказал тебе все это после того, как все уже решилось, — признался муж.
– Ань, я знаю, как ты боишься жить в съемном жилье, но для нас же лучше сохранить душевное здоровье. И немножко повозиться с переездом – это нам тоже пойдет на пользу.
– Да согласна я, мне нравится твое решение! — Аня рассмеялась и бросилась мужу на шею.
На расстоянии любовь бабушек к детям и внукам, как ни странно, выросла. И свекровь, и теща стали очень вежливыми.
Некоторое время намекали, что Сергей и Аня могут приглашать их к себе пожить, но поскольку те не спешили с приглашением, а гостиницы были дорогими, ограничились двумя встречами в год.
И даже эти посиделки супруги проводили в доме отдыха, чтоб побыстрее уехать. И приглашали туда ещё друзей и знакомых, потому что волшебным образом бабушки при чужих людях вели себя прилично.
Популярный рассказ последних дней: