Телефонный звонок раздался неожиданно, прерывая привычное течение дня. Марина отложила в сторону книгу, которую читала, сидя в уютном кресле у окна, и потянулась к трубке.
Алло, — произнесла она, гадая, кто бы это мог быть. В трубке послышался смутно знакомый женский голос:
Марина, привет! Узнала меня?
Марина на мгновение замерла. Этот голос… Столько лет прошло, а она все равно узнала бы его из тысячи. Голос, который когда-то отравлял ей жизнь, а потом исчез так же внезапно, как и появился. Голос бывшей свекрови.
Мария Петровна? — осторожно спросила Марина, все еще надеясь, что ошиблась. — Да, это я. Здравствуй, дорогая невестка! Ой, прости, бывшая невестка, — хихикнула женщина на том конце провода.
Марина почувствовала, как внутри начинает закипать раздражение. Чего она хочет? Зачем звонит спустя столько лет? Неужели снова будет лезть в ее жизнь, как раньше?
Здравствуйте, — сухо ответила Марина. — Чем обязана? Ой, да ты чего такая официальная? — продолжала щебетать Мария Петровна. — Я чего звоню-то… Мы тут с Палычем (так она называла своего мужа, отца бывшего супруга Марины) собрались к морю съездить. Отдохнуть, значит. А тут Алинка твоя на ум пришла, так соскучились по внученьке! Дай, думаю, Марине позвоню, вдруг в гости пригласит. Ты ведь вроде к морю переехала?
У Марины перехватило дыхание от возмущения. Какая наглость! Сначала несколько лет ноль внимания к родной внучке, а теперь, значит, в гости набиваются. И еще так, между делом, мол, ты же все равно на море живешь, чего бы не принять родственников.
Да, мы переехали, — процедила Марина сквозь зубы. — Только у нас квартира маленькая, даже не знаю, где вас положить. Ой, да не переживай! — отмахнулась Мария Петровна. — Мы и на раскладушке перекантуемся. Главное, чтобы с внученькой пообщаться. Ты уж будь добра, встреть нас, старых. А то мы поздно приедем, голодные небось будем.
Марина сжала трубку так, что побелели костяшки пальцев. Она представила, как Мария Петровна вваливается в их дом со своими бесконечными советами, критикой и неуместными шуточками. Как начинает командовать и лезть в их размеренную жизнь. Нет уж, хватит, она больше не позволит собой помыкать!
Знаете, Мария Петровна, — начала было Марина, но свекровь уже бодро прощебетала в трубку:
Ну все, до встречи, Мариш! Мы на той неделе выезжаем, билеты уже взяли. Чао-какао!
В трубке раздались гудки. Марина медленно опустила телефон и тяжело вздохнула. Похоже, отвертеться от незваных гостей не получится. Оставалось только морально подготовиться и придумать, как держать бывшую свекровь на расстоянии.
В этот момент в комнату вошел Андрей — новый муж Марины, с которым они жили душа в душу уже несколько лет.
Кто звонил? — спросил он, видя растерянное лицо жены. Ты не поверишь, — нервно рассмеялась Марина. — Моя бывшая свекровь. Собралась к нам в гости, представляешь? Да еще и решила, что мы будем рады ее принять.
Андрей присел рядом и ободряюще обнял жену за плечи.
А ты что? Согласилась? А куда деваться? — развела руками Марина. — Она ведь уже и билеты купила. Знаешь же, какая она… Все равно приедет, а потом скажет, что я ее не пустила, внучку ей не даю повидать. Лучше уж встретить, чем потом оправдываться. Да уж, незавидная ситуация, — посочувствовал Андрей. — Но ты не переживай раньше времени. Может, она и правда по Алине соскучилась. Все-таки бабушка, хоть и не очень хорошая.
Но Марина только покачала головой:
Ты просто не знаешь Марию Петровну. Уж я-то хлебнула с ней горя в свое время. Нет, она точно что-то задумала. Не просто так она вдруг про нас вспомнила.
Следующая неделя прошла как в тумане. Марина места себе не находила, постоянно прокручивая в голове возможные сценарии встречи со свекровью. Она вспоминала, как та изводила ее придирками во время замужества с Сашей, первым мужем Марины. Как потом настраивала сына против бывшей жены и отговаривала общаться с дочкой.
А еще Марина переживала, как отреагирует Алина. Девочка совсем не помнила бабушку, та не баловала ее вниманием. Зато прекрасно ладила с Андреем, которого давно считала своим настоящим папой. Марина опасалась, что Мария Петровна начнет сравнивать Алину с Сашей или бестактно расспрашивать о бывшем муже.
И вот этот день настал. Марина с Андреем приехали встречать «дорогих гостей» на вокзал. Мария Петровна вышла из вагона, цепко оглядываясь по сторонам, будто выискивая недостатки. Следом появился Палыч с огромным чемоданом.
Мариночка! — издалека заголосила свекровь, кидаясь обнимать бывшую невестку. — Красавица ты моя писаная! Ну надо же, как похорошела, расцвела прямо. Южный климат на пользу пошел!
Марина напряглась. От приторных похвал Марии Петровны не осталось и следа уже через пару минут, когда они погрузились в машину.
Ох, и жарко у вас тут, — начала ворчать свекровь. — Надеюсь, у вас там кондиционеры хорошие. А то мы люди старые, нам духота вредна. И перину мне положи помягче, у меня спина больная. Кормить-то нас будешь? А то мы с дороги, да и вечер уже. Негоже гостей голодными спать укладывать.
У Марины зашумело в ушах от этих бесцеремонных требований. Спасибо, хоть Андрей был рядом. Он крепко сжал руку жены и одними губами прошептал: «Потерпи. Прорвемся».
Дома Мария Петровна принялась инспектировать жилище, ехидно комментируя интерьер и безвкусицу некоторых деталей. Алина робко выглядывала из своей комнаты, не решаясь подойти к незнакомой бабушке. Но та, кажется, не особо стремилась общаться с внучкой, вместо этого засыпая Марину градом вопросов.
За ужином настроение Марины немного улучшилось. Все-таки они славно потрудились, готовя угощения. Даже Мария Петровна притихла, налегая на салаты и жареную рыбу. Марина уже понадеялась, что остаток вечера пройдет мирно. Не тут-то было.
Мариш, я тут чего спросить хотела, — начала свекровь, деликатно промокнув рот салфеткой. — Как там Саша поживает? Не общаетесь?
Марина замерла с вилкой в руке. Вот оно. Началось.
Нет, не общаемся, — отрезала она. — С чего бы? Мы давно в разводе, если вы забыли. Ну как же, — всплеснула руками Мария Петровна. — Все-таки отец ребенка. Да и вам, поди, алименты платит. Марина не выдержала и рассмеялась:
Алименты? Ваш Саша? Да он за все эти годы ни копейки не прислал и ни разу не поинтересовался дочерью. Алину вырастил и воспитал Андрей, вот кто ее настоящий отец.
Мария Петровна скорчила скорбную мину:
Эх, горе луковое. А я ведь чего приехала-то. Саше нашему плохо совсем. Сократили его на работе, представляешь? Сидит, бедный, без денег, без планов. Может ты бы замолвила за него словечко, а, Мариш? Андрей вон в строительстве работает. Глядишь и Саше работенку бы нашли, чтоб перекантоваться. У вас же тут рынок ого-го, не то что у нас.
Марина аж задохнулась от такой наглости. Это она должна устраивать жизнь бывшему мужу-бездельнику? Тому, кто ее бросил с ребенком, ни разу не помог?
Вы с ума сошли? — вскочила Марина. — Он нам никто. Я не собираюсь ему помогать, ясно вам? Пусть сам свои проблемы решает.
Ах ты неблагодарная! — взвизгнула Мария Петровна. — Да как ты смеешь! Мать родную не уважаешь! А Сашеньке, значит, помочь западло? Вот ты какая, оказывается, хваленая жена. Бывшая жена, — отчеканила Марина. — И мать мне только моя родная мать. А вы, Мария Петровна, лучше бы за своим сыном присматривали. Глядишь, не вырос бы лоботрясом.
Свекровь со свистом втянула воздух, готовясь разразиться новой тирадой. Но тут подал голос Андрей:
Мария Петровна, давайте не будем портить вечер. Вы в гостях, уважайте хозяев. А за Александра не переживайте, взрослый мужик, разберется. Марина ему ничего не должна, это раз. А два — мы с ней давно вместе, у нас своя семья. И мы не хотим, чтобы прошлое вмешивалось в нашу жизнь. Надеюсь, вы это понимаете.
Свекровь несколько раз открыла и закрыла рот, как выброшенная на берег рыба. Такого отпора она явно не ожидала.
Ах, вот вы как заговорили! — взвизгнула она, вскакивая из-за стола. — Нужны вы мне больно! Сами приехали, сами и уедем. Подавитесь своим гостеприимством!
Она бросилась к своим вещам, на ходу вытряхивая их из шкафа. Андрей молча поднялся и пошел в прихожую. Марина слышала, как он открыл дверь и вынес чемоданы назойливых гостей на лестничную клетку.
Мария Петровна металась по квартире, хватая свои пожитки и громко причитая о черной неблагодарности и змеином коварстве бывшей невестки. На прощание она смерила уничтожающим взглядом сжавшуюся в комнате Алину и, прошипев что-то вроде «и внучка вся в мать», вылетела за дверь.
Дверь захлопнулась с оглушительным стуком. В воцарившейся тишине было слышно лишь, как испуганно бьется сердце Марины. Неужели все? Неужели эта женщина наконец-то оставит их в покое?
Ничего себе, — выдохнул Андрей, обнимая жену. — Вот это характер. Теперь я понимаю, каково тебе было все эти годы. Марина слабо улыбнулась и прижалась к его плечу. Спасибо, что был рядом. Я бы не выдержала одна. Как думаешь, она больше не вернется? Будем надеяться, — серьезно сказал Андрей. — А если что, мы справимся. Ты, я, Алина — мы одна семья. И мы никому не позволим нас рассорить или испортить нам жизнь. Даже бывшим родственникам.
Марина благодарно кивнула. Она чувствовала, как напряжение этого бесконечного дня постепенно отпускает ее. Словно тяжелый камень упал с души.
Из комнаты робко выглянула Алина. Глаза девочки были полны слез и непонимания.
Мам, а почему бабушка такая злая? Почему она на тебя накричала?
У Марины сжалось сердце. Ее маленькая девочка не должна была стать свидетелем этой безобразной сцены. Но теперь придется как-то объяснять ей, почему те, кто вроде бы должен любить и поддерживать, ведут себя как чужие люди.
Марина присела на корточки и притянула дочь к себе.
Алина серьезно кивнула и шмыгнула носом. А потом вдруг улыбнулась:
Марина рассмеялась и чмокнула дочь в нос:
На сердце потеплело от этой детской непосредственности. Какое счастье, что у них с Андреем выросла такая чудесная, добрая девочка. Которая умеет радоваться жизни, несмотря ни на что.
Вечер действительно был особенным. Они втроем уселись на диван, включили мультики и ели мороженое прямо из ведерка, смеясь и обсуждая смешные моменты. Алина быстро забыла о странной и неприятной гостье, которая едва не испортила им всем настроение. А Марина в очередной раз убедилась, как ей повезло с новой семьей.
Позже, когда довольная Алина уже спала в своей кроватке, Марина стояла у окна, задумчиво глядя на ночное море. Неожиданно к ней подошел Андрей и обнял за плечи.
Ты молодец, — тихо сказал он. — Я горжусь тобой. Знаю, как тебе было непросто сегодня. Марина повернулась и благодарно прижалась к его груди. Это ты молодец. Не представляю, что бы делала без твоей поддержки. Когда ты рядом, мне ничего не страшно. Даже свекрови, — усмехнулась она. Видимо, от судьбы не уйдешь, — вздохнул Андрей. — У всех свои скелеты в шкафу. Но мы справимся, Мариш. Теперь мы вместе, а значит — непобедимы.
Марина закрыла глаза, вдыхая родной запах мужа. Да, вместе они справятся со всем. Главное, что у них есть друг друга. А остальное — лишь временные неурядицы. Их счастью ничто не помешает.
Обнявшись, они еще долго стояли у окна, любуясь звездным небом и слушая умиротворяющий шепот волн. Впереди их ждала целая жизнь — полная любви, взаимопонимания и душевного тепла. И никакие назойливые родственники из прошлого не в силах были разрушить эту идиллию.
А где-то там, за много километров, сердитая и разочарованная Мария Петровна строила новые планы. Но теперь ее козни уже не могли навредить этой дружной семье. Марина обрела свое счастье. И теперь она точно его не упустит.