Визит к свекрови
— Нина, мама звонила, — Борис отложил телефон и посмотрел на жену. — Зовёт в гости.
— Ну что, поедем? — спросила Нина, хотя по интонации мужа уже догадывалась о его колебаниях.
— А что за повод?
— Да так, без повода. Просто соскучилась, говорит. — Борис пожал плечами. — Мы ведь у неё давно не были, когда в последний раз ездили?
— И то верно… — Нина вздохнула. Ехать абсолютно не хотелось. С свекровью у неё были… ну, не сказать чтобы плохие отношения, но и хорошими их не назовёшь. — Ладно, давай съездим. Только, Борь, ты нас с твоей мамой наедине не оставляй, хорошо?
— Ладно, — мужчина понимающе кивнул.
Нина вздохнула ещё раз. Всё же мать мужа… нельзя не принять приглашение. Но воспоминания о прошлой поездке заставляли её сжиматься внутри. Тогда всё начиналось вроде бы нормально — свекровь стол накрыла, встретила гостей как полагается, а потом… потом началось.
«Что за встреча такая!» — ворчала тогда Галина Романовна. Всем она была недовольна. Всё ей было не так: и ходит невестка не так громко, и готовит невкусно, и сын мало времени ей уделяет, и внуков не даёт. Нина уезжала оттуда, испытывая огромное облегчение. И вот теперь ей снова предстояло через всё это пройти…
Борис хоть мать и любил, но тоже помнил прошлую поездку. Желания повторить весь этот кошмар у него не было, но мать так слёзно просила, что отказать он не смог. Знал, что жена будет недовольна, и морально готовился к холодной войне с матерью. По-другому с ней было нельзя — не скажи ей слово поперёк, тут же слёзы, упрёки сыплются, сознание теряет. Но на жалость и совесть умела давить мастерски.
Не всегда мать была такой. Когда отец жил с ними, она себя сдерживала — ни сына, ни невестку не трогала. Отец умел её на место поставить. А вот когда и он не выдержал и, собрав чемоданы, ушёл, она пустилась во все тяжкие, прицепилась к сыну. Да и Борис потом в другой город переехал — от греха подальше.
Хуже всего было Нине. Она вообще не понимала, за что вдруг свекровь стала ей выговаривать и цепляться. Первые годы всё было нормально, а тут вроде как подменили…
В общем, купив подарки и собрав вещи, оставив соседке ключи от квартиры, чтобы покормила кота, выдвинулись они в путь. Благо была своя машина, так что добирались с комфортом. Единственное — поздно вечером приехали. По пути машина сломалась, и некоторое время ушло на починку.
Боря с Ниной особо не расстроились. Даже погулять успели и в кафе посидеть, пока мастер машину чинил. А вот свекровь бесновалась:
— Ну вы хоть бы предупредили, что приедете поздно! Я бы знала — так не ждала бы! Кто так делает?!
Сын примирительно обнял мать:
— Мам, ну поломались — бывает. Но мы ведь уже здесь, так что не заводись. И к тому же мы не на один день к тебе приехали.
— Поломались! — фыркнула Галина Романовна. — Они, конечно, поломались! Другие люди нормально автобусом ездят, а твоей Нинке неймётся — ей машину подавай! Тоже мне, царевна нашлась!
Разобрав вещи, супруги думали отдохнуть, но не тут-то было. Едва они улеглись, как в комнату бесцеремонно ворвалась свекровь:
— А что это вы разлеглись?
— Мам, так ведь ночь на дворе — самое время отдохнуть. Да и дорога была долгой, — попытался возразить Борис.
— А нечего было так задерживаться! Ну-ка вставайте! Я на завтра гостей позвала, нужно на стол готовить!
— Галина Romanovna, — осторожно начала Нина, — ну ведь до завтра готовка разве не подождёт?
— Нет, Ниночка, не подождёт! Поднимай свои телеса и живо на кухню!
В итоге лечь удалось только под утро. Свекровь гоняла Нину и в хвост, и в гриву. Та чистила, резала, жарила, тушила — и всё это под нескончаемое ворчание свекрови. Сына она сильно не напрягала, но и не отпускала на боковую:
— А ну-ка сходи в круглосуточный! У нас тут майонез закончился!
— Галина Romanovna, давайте я быстренько домашний сделаю? — попыталась спасти мужа от ночного похода в магазин Нина. — Это ведь быстро и полезнее!
— Да ещё чего не хватало! Хочешь мне гостей отравить? Готовишь так, что нельзя такое людям подавать!
Пять раз она посылала Бориса в магазин, пока мужчина не выдержал:
— Мам, ну имей совесть! Напиши список — я один раз съезжу и куплю всё!
— Тебе нравится меня гонять? — подумала про себя Нина.
Она подметила ещё на втором походе мужа, что едва тот выходит за порог, критика свекрови становится ещё яростнее. Будто при нём она стесняется, а наедине не гнушается даже матом крыть. Нина не отвечала на провокации свекрови, но та бесилась ещё больше, поскольку поссориться не получалось, как бы она ни доводила невестку.
Наконец-то приготовления были закончены, и Нина, не чувствуя ног, опершись на руку мужа, отправилась спать. Казалось, они только уснули — голова едва коснулась подушки, — как вот уже слышится зычный голос Галины Романовны над ухом:
— Вы что, сюда отсыпаться приехали?! Разлеглись — и пушкой не разбудишь! А ну подъём, лентяи!
— Мама, ну чего ж ты так кричишь? — Борис с сонными глазами посмотрел на часы. Они спали всего три часа.
— Да потому что нечего спать! Ещё столько всего нужно сделать! Вы приготовили только холодное, а ещё жаркое нужно! У меня картошка закончилась, мясо нужно купить — самое свежее, только с утра продают! Так что вставайте и езжайте на рынок!
Борис нехотя сел в кровати: — Не кричи, я поеду. Только дай Нине поспать.
— Вот ещё чего! — Галина Романовна наклонилась и резко сдёрнула с невестки одеяло. — А квартиру кто убирать будет? Или вы мне, с моей больной спиной, предлагаете ползать и наводить порядок?
— Вы нас в гости пригласили или как бесплатный персонал? — буркнула недовольная Нина и встала.
— А ты не дерзи, детка! Жили бы поближе — не было бы таких проблем!
— Ну конечно! Потому что мы бы у вас тут в рабах записались! — не выдержала Нина.
Принялась она под руководством свекрови наводить порядок.
— Да что ж ты возишься как черепаха?! Побыстрее не можешь?! — пилила Галина Романовна.
— Могла бы, если бы вы дали мне выспаться! И вообще — или быстро, или качественно!
— Что-то ты, Нинка, такой дерзкой стала!
Нина ничего не ответила, а про себя подумала, что наверное свекровь действительно права. Надоело терпеть её оскорбления — вот Нина и отвечает.
Ближе к обеду вернулся Борис и застал измученную в край жену, которая под присмотром свекрови драла плинтуса зубной щёткой.
— Мама, что вы делаете? Генеральную уборку? Давно уже пора!
— А ты почему так долго? — набросилась на сына Галина Романовна.
— Отца встретил, сели поговорили.
Свекровь перекосило:
— Не смей вспоминать его имя в моём доме!
— Мам, ну хватит! Нин, давай вставай, достаточно! И так всё чисто!
Но Нина уже не слышала мужа — она так устала, что выполняла все действия на автомате, даже не вникая в процесс.
Потом была готовка, и кухня, и встреча гостей. Подруги Галины пришли нарядные, на Нину смотрели искоса, и сразу становилось понятно — свекровь уже наговорила про неё гадостей.
Рассадив гостей, свекровь села сама, а с ними и Нина с Борисом. За столом возникла пауза, которую прервал крик свекрови:
— Нинка! А ты чего тут расселась?! А ну давай суетись! Жаркое уже подавай! Гости вообще-то ко мне пришли! Ну-ну, давай пошевеливайся!
Стиснув зубы, Нина обслуживала свекровь, мужа, гостей весь вечер. Галина не давала невестке присесть даже на минуту. Борис не выдержал и вышел из-за стола, а потом подозвал к себе Нину.
Пропажу невестки свекровь заметила:
— Нина! А где ты? Кто тебя отпустил?!
Женщина вошла в спальню супругов и побледнела. Нина и Борис паковали чемоданы.
— Не поняла, вы куда собрались?
— А что такое, мам? — спокойно ответил Борис.
— Как это что такое?! А со стола кто будет убирать? Мусор вынести нужно, всё убрать! Я вас не отпускала! — взвизгнула свекровь и заслонила собой проход.
— И ночь на дворе! Куда же вы поедете?!
— К отцу. Он давно звал, а я всё отказывался — не хотел тебя обижать. Но ты, мамочка, перешла все границы! Ты только посмотри, до чего ты Нину довела!
— Ох ты, посмотри какая цаца! Один день потрудилась — и она уже умирает!
— Я в ваше время… — начала было свекровь.
— Сейчас не то время, мама! И мы не твои рабы! И остановить ты нас не сможешь! И вообще — больше не приглашай нас в гости, мы всё равно к тебе не приедем! Хватит! И отца не трогай! Теперь я понимаю, почему он сбежал от тебя! Я только не понимаю, как он терпел тебя столько лет!
Захлопнув тяжёлые чемоданы, Борис встал и, поддерживая жену, пошёл к выходу.
— И не пущу вас! Сначала уберите беспорядок, который развели!
— Его развели твои подруги — вот их и зови! Пусть убирают!
Мужчина отодвинул мать и выпустил жену, а затем вышел сам.
— Поедешь к отцу?! У меня больше нет сына! — в отчаянии крикнула Галина в открытую дверь.
Но сын даже не обернулся. Он жалел, что пошёл на поводу у матери и согласился на визит. Если бы он знал, что их ждёт, ни за что бы не поехал и Нину бы не потянул.
Отец и его жена приняли гостей с распростёртыми объятиями. Нину целовали и уложили спать. И так сладко ей спалось, и такие хорошие сны снились, что проспала она целые сутки! Проснулась от того, что солнце бьёт в глаза. Потянулась, ощутила ноющую боль в конечностях — отголоски «помощи» свекрови.
Вышла на кухню — муж разговаривал с отцом.
— Проснулась? — спросил Борис.
— Да, спасибо вам! А может, вам чем-то помочь? — предложила Нина.
— Что ты! Ты же в гостях! Присаживайся, будешь завтракать?
За столом царило веселье и дружеская атмосфера — совсем не так, как у свекрови. Нина содрогнулась: не дай Бог ещё раз вот так попасть к ней!
О ней за столом даже не говорили. Лишь раз Боря заикнулся о матери — сказал, что та прислала сообщение, что вычеркнула его из завещания.
— Сынок, никого она не вычеркнет! — рассмеялся отец. — У нас с тобой в той квартире доли равные. Так что живите себе спокойно!
Нина улыбнулась и подумала, что в этот дом, к отцу Бориса, она всегда с радостью будет приезжать.