— Добавить на квартиру нам точно не хватит, замучаешься копить, — расстроенно сказал жене Николай.
— Да я и сама поняла, как чуток отложишь, тут же что-то сразу случается. То Иван ботинки порвал вдрызг, то Катя сменку потеряла. Я уже о себе молчу, который год в этом пуховике хожу, да и ты тоже, — кивнула мужу Рита, — Не видать нам видно в этой жизни ни большой квартиры, ни машины и вообще ничего не видать!
— Перестань, слышишь? Есть вариант, давай дом твой в деревне продадим. Всё равно нам туда ездить не на чем.
— С чего это мой дом продавать, туда на электричке доехать можно! Хотя… наверное ты прав, Коль. Всё равно мы там чужие, как ни приедем — уже ни одного лица знакомого нет. Да и дом весь скоро развалится, а на ремонт денег тоже нет, — грустно согласилась Рита.
— Да уж, кому то прямо с неба всё падает, не зря говорят, что деньги к деньгам. А тут с утра до ночи вкалываешь, а толку нет, давай продавать и всё! — твердо решил Николай.
— Хорошо, давай поедем в деревню, посмотрим, в каком состоянии дом, и дадим объявления о продаже, — приняла окончательное решение Рита.
Ехать решили на выходных, два часа на электричке, потом на автобусе. И вот они в той самой деревне, где когда-то жили её бабушка с дедом.
Мама у Риты вышла второй раз замуж и уехала в другой город. Старый бабушкин дом оказался никому не нужен.
— Какая же всё-таки здесь, красота. А помнишь, как ты обрадовался, когда первый раз услышал, что деревня эта Николаево называется? Сказал, что значит это твоя деревня, мы хотели тут дачу сделать. Но мечты не сбылись, жаль.
— Да мне и самому жалко, но что делать? Пошли лучше дом смотреть, — обнял жену Николай. Издалека уже было видно, что забор у дома совсем покосился, да и бурьяном всё заросло, еле к дому пролезли.
Маргарите вроде было не жалко дом продавать. А как приехали на место, сразу воспоминания детские нахлынули.
Бабушка рассказывала, как её маленькую в колясочке спать под этой берёзой укладывали. И она смотрела, как её листочки на ветру колышатся, и сладко засыпала.
К дому подошли — крыльцо ещё сам дедушка делал.
Крепкое, с перилами и резными балясинами. Да и в самом доме очень много руками дедушки сделано.
Маргарита ходила по дому, как зачарованная, а рука сама тянулась то к бабушкиным кружевным салфеткам. То шторки с вышивкой на окнах раздвинула. И растерянно к мужу обернулась, растрогалась от увиденного.
Вдруг чьи-то шаги послышались и голос незнакомый,
— Эй, кто тут хозяйничает?
На пороге стоял мужчина, Рита не сразу в нём признала соседа Мишу, с которым они в детстве играли. Давно они здесь не были, с тех пор, как бабушки с дедом не стало. Да и Миша как уехал учиться, потом женился и они не встречались.
— Вот так встреча, Ритка, рад тебя видеть, а вы что приехали, тоже решили в деревне пожить? — задал неожиданный вопрос Миша.
— Нет Миша, вот хотим дом наш продать, а то стоит пустует. Не знаешь, может кто-то купить хочет? — поинтересовалась Маргарита.
— Да ладно! Неужели от такой красоты отказаться хотите? У нас же места тут красоты удивительной! Мы вот с женой даже и не думали, а решение само пришло. Приехали пять лет назад, да и решили остаться. Сын теперь в деревенской школе учится, жена там учительницей работает. Свою однушку городскую продали, а тут смотри какой дом отстроили! — и Михаил сдвинул занавесочки,
— Видишь какой дворец прямо рядом с вами? А ты продавать решила, подумай хорошенько!
Николай с Ритой переглянулись, а Миша просто завелся, видно для него это была важная тема.
— Ритка, ты только вспомни, как мы в детстве тут летом жили? А дети наши в городе неба не видят, да и жили мы в однушке. Даже второго ребёнка не могли себе позволить. Зато теперь моя дочку мне родила, вон, смотри под нашей берёзой коляску вывезла и поставила. Это же у нас священная береза, вся наша родня вокруг под ней в младенчестве засыпала. — Да не осталось у меня тут родни, ты о чём, Миша? — удивилась Рита.
— Да ты что, не знаешь что ли, почему нам на своих жениться не разрешали? — рассмеялся Миша.
— Первый раз слышу, расскажи, — попросила Рита.
— Ну на самом деле это конечно уже потеряло актуальность, ведь уже сколько поколений тут выросло. Но моя бабуля мне рассказывала, что раньше тут хутор был и жила семья большая. В гражданскую от войны сбежали. Отца Николаем звали, мать Надеждой. У них было тринадцать детей, пять сыновей и восемь дочерей. Вот они и основали эту деревню, а в честь главы семейства её Николаево и назвали.
— Да ты что? Я и не знала, видно мне бабушка забыла рассказать про это, а дальше что было? — и Рита, да и её муж слушали эту историю с большим интересом.
— А дальше глава семейства Николай Васильевич своих дочерей по очереди замуж выдал. С сыновьями каждой дом поставил, а женихов по соседним деревням ездил зазывать. С одним условием — жить в его деревне! Сыновья тоже со стороны жен привели, а деревня уже стала больше аж на тринадцать домов. У реки они мельницу поставили, а как глину красную обнаружили — так заводик кирпичный махонький построили для своих нужд. Потом и церковушку поставили, ту что на горе до сих пор стоит. Так что в деревне нашей все родня получается. Хоть и дальняя родня, но своя кровь. Нету лучше для меня места на земле теперь, я правда не сразу это понял, а как понял, мы сюда и переехали! Ну я побежал, мы с моей Нинкой к вам ещё зайдём, а ты Ритка подумай, может не надо вам дом продавать?
Миша ушёл, а Рита и Коля молчали под впечатлением его рассказа.
— Слушай, а может и нам попробовать тут устроиться? — вдруг нарушил молчание Николай, — Уж очень мне тут всё по душе, даже название деревни — Николаево! Ну а у тебя так вообще оказывается только тут вся родня и живет, прямо как родовая усадьба.
— Думаешь получится? — спросила Рита, но было видно, что и ей такой вариант очень понравился.
Дома они всё прикинули, детям свои планы рассказали. Ваня и Катя сразу же загорелись, — Мы хотим в деревне жить, а там речка есть? Здорово!
И как бывает, когда принято верное решение, всё сразу у них стало ладиться.
Квартиру они свою продавать не стали, как Миша, а пока просто сдали. Жильцы надолго захотели снять, заплатили сразу за полгода. И по весне всей семьёй Рита и Коля переехали в деревню.
Миша их поддержал и на время ремонта дома к себе поместил. Ведь, если верить легенде, они хоть и дальняя, но родня. Да и другие люди тоже были рады, что опять оживает их деревня, свои возвращаются потихоньку.
Маргарита бухгалтером в соседнем селе устроилась. Муж её Николай к Михаилу в бригаду строительную пошёл. Раз многие стали возвращаться, так и строиться тоже многие будут.
Вот так вернула судьба родных людей на родную землю.
Где родились, там пригодились, на своей земле и счастье нашли. А деревня, что их предки основали, это теперь для многих из них место силы.
Сила рода их всех питает и силы даёт для настоящей жизни! Благодарю за лайки, отзывы и подписку!
Делитесь пожалуйста понравившимися рассказами в соцсетях — это приятно автору!