— Глянь ка, Нинка, как твоя дочка выросла! Платьишко то как обтянуло её, парням есть, на что поглядеть. За ней сейчас глаз да глаз нужен, — соседка Валя зашла к ним поболтать, а тут Таня из комнаты вышла.
Солнце её осветило, в волосах золотом засверкало, веснушки по щёчкам рассыпало. Танюша в отца пошла, даже брови рыженькие, а нос курносый. И с детства её все дразнили рябой и … бесстыжей.
— Рыжая — бесстыжая! — орали мальчишки, увидев Таню и так и норовили дёрнуть её за косы.
— Это они так симпатию свою показывают, глупые просто ещё, — утешала Таню мама.
А отец гладил её по густым и пышным рыжим волосам, — Да они ещё бегать за тобой будут, вот увидишь, солнышко, ты очень красивая.
Но Таня им не верила, считала себя несчастливой уродиной и ночами плакала от обиды.
Она мечтала окончить школу и уехать.
Она сразу волосы там себе перекрасит, а тут мамка с отцом не дадут. И у неё начнётся счастливая новая жизнь.
Той весной, когда Таня школу окончила и уговаривала мать её учиться отпустить, приехала к ним из города комиссия с какой-то проверкой.
Они то ли коровник новый собирались строить и смотрели местность. То ли их ткацкую фабрику реконструировать, так никто и не понял. С ними приехали и проектные инженеры.
Но для Тани главное в другом заключалось.
Она зашла к маме на фабрику как раз когда эта комиссия приехала. И увидела ЕГО — это был тихий скромный молодой человек, а он как Таню увидел — так больше и глаз с неё не сводил.
Тане он сначала не понравился, роста невысокого, хлипкий, в очках. Да к тому же Паша был тоже рыжеватый, как и она сама.
Но Паша оказался настойчивым и терпеливым. И после рабочего дня разыскал Таню и позвал её погулять.
Теперь он каждый день заходил к Тане, угощал её и маму конфетами. Рассказывал, что живет со своей мамой вдвоём и мама никак не дождётся, чтобы Павел женился. Она боится, что помрёт, а сын так и останется один, а ещё она очень внучку хочет понянчить…
Потом комиссия уехала, Таня опять стала с отцом ходить на речку на огород.
Отец катил тележку, доверху набитую компостом и куриным помётом, мухи над ними роем вились. Таня шла за ним с тяпкой, она который день уже ходила полоть и подкармливать морковь и свёклу, мать насажала их по три длиннве гряды.
Дома у мамы тоже дел полно, у них и куры, и кролики, и индоутки по двору ходят.
Мать надеется, что Таня с ними жить будет. Авось кто из своих и замуж позовёт, а одну учиться батя не велит её отпускать. А работать можно и в магазине поселковом, продавщица Галя как раз сменщицу ищет.
Таня шла за отцом по пыльной дорожке.
Из тачки то и дело вываливался помёт и компост и падал на дорогу. И ей казалось, что вот так и будет она всю жизнь топтать дорожки своего посёлка, усыпанные кучками навоза…
Она вдруг Пашу вспомнила, он уехал вместе с комиссией, но обещал вернуться. Сказал, что хочет на Тане жениться, она даже рассмеялась тогда, а сейчас вдруг подумала — а почему бы и нет? Ну правда, может другого и не будет?
Она никогда никому не нравилась, и вряд ли когда понравится. А Паша хороший, он добрый, и к тому же рыжий, как и сама Таня. Вот уж он никогда её дразнить не будет, она другую жизнь увидит, не то, что здесь…
И Таня радостно прибавила шагу, а то она совсем от отца отстала, надо догонять.
Все мысли Тани теперь были о Паше, она ждала, когда он за ней приедет.
Павел приехал через две недели на отполированной до блеска, но старенькой машине.
Но Таня теперь в нём видела одни достоинства.
Паша привез конфеты и торт к чаю, а отцу вручил красивую бутылку коньяка, которую мать у него сразу отобрала.
— Ну вы идите хоть к речке прогуляйтесь, а я пока обед накрою, — разволновалась мама. Она сразу почувствовала, с чем Паша приехал, и вроде даже и обрадовалась.
Отец сурово жал руку будущему зятю, в глаза вопросительно смотрел. Но после пары стопок размяк и подобрел, видно он нутром своим отцовским понял, что для его Танюшки Паша будет хорошим мужем.
А раз так, то пусть молодые сами решают, им жить…
Свекровь, как Танечку увидела, так сразу расцвела от улыбки. Так ей сразу невестка пришлась по сердцу.
Таня ходила по их городской квартире, и едва верила в происходящее — она вышла замуж, она теперь городская, с ума сойти можно!
Свекровь пристроила Таню на работу, какие-то знакомые ей помогли. Теперь у Тани была чистая работа и заочная учёба, а дома — муж, который её просто обожал.
По выходным Паша и Таня ездили к её родителям, до посёлка всего сорок минут на машине.
Родители всегда их ждали, Паша помогал отцу по хозяйству, он хоть и городской, но Павел очень старался.
Таня с мамой вместе готовили еду и разговаривали. Потом родители грузили им в машину сумки с овощами и яблоками. С соленьями, яйцами, курицей или индоуткой. Времена были довольно голодные.
В городе на полупустых полках магазинов стояли банки с морской капустой. А ветчина и мясо стоили дорого.
Зарплата у Тани была совсем небольшая. Да и у Паши ненамного больше.
Уж очень он был скромный, просить стеснялся, а повышали более настойчивых и уверенных в себе. Через два года у них родилась дочка Любочка.
Таня уже поняла, что в городе жизнь не сахар. Но Паша изо всех сил старался, он даже работу поменял, там платили немного больше, но и этого еле-еле хватало.
Вскоре свекровь вышла на пенсию и стала сидеть с Любой.
Таня уже окончила учёбу и её немного повысили.
Её теперь даже иногда звали с материалами к начальству.
Старшая подруга Жанна как-то заметила, — Что-то часто наш Валерий Иванович стал тебя вместо меня вызывать на ковёр? А что, он дядька щедрый, если на тебя глаз положил, так пользуйся. От тебя не убудет, а семье своей поможешь. Что так на меня смотришь? Все так делают, Тань!
— Он же старый? И вообще, ты что такое говоришь? — ужаснулась Таня.
Но Жанна только рассмеялась, а в её ушках, в такт смеху, мило раскачивались новые серьги с камушками.
Таня только сейчас поняла, откуда у Жанны такие серьги.
В итоге Таня не спала полночи.
Она думала о том, что ведь вышла она за Пашу не по большой любви, а просто чтобы из посёлка уехать. Хотя он у неё конечно очень хороший, верный и любящий муж, она это знает. Но у них с Пашей совсем нет денег на зимнюю обувь, а ещё очень хочется купить Любочке финский тёплый красненький комбинезончик.
И может быть права Жанна, может и правда надо ради семьи пойти на это. Ради мужа и дочки можно пойти на многое. Тогда она купит вкусные продукты, а свекрови — новые перчатки. Просто скажет, что ей дали премию, вот будет радость в доме! А потом и обувь купят, ну ведь жить как-то надо!
Таня недавно договорилась по утрам мыть их подъезд, но Паша рассердился и запретил ей это делать.
Но ведь должен быть хоть какой-то выход?
Через день Паша сломал ногу и сел на больничный. Это было ужасно, потому что их фирма была частной и больничные не оплачивались.
Для Тани это был знак и она решилась…
Жанна весело ей сообщила после обеда, — Кстати, шеф просил тебя зайти с документами к докладу. Не теряйся и будешь в шоколаде, ты меня поняла? — и Жанна подтолкнула Таню к двери и сунула ей в руки папку.
Таня шла вся бледная, аж все её веснушки стали от этого виднее.
Ей вдруг представилось, что Пашка дома мается с гипсом и думает, как ему заработать для своих девочек. Он говорит, что всю голову сломал, и даже решил пойти к начальству, а это для него просто подвиг.
Паша так мечтает о сыне, но они оба понимают, что сейчас второго ребёнка они не потянут. Пашка так нежно с Любашей общается, Таня обожает смотреть, как он с ней играет.
А она разрушит этот хрупкий мир, разве какие-то деньги этого стоят?
Таня остановись посреди коридора, её вдруг пронзила мысль — так ведь она любит мужа, она только о нём и думает!
Она и сама не поняла, как это произошло, но она любит Пашку, и не нужны ей какие-то чужие подарки и деньги, как она только могла так подумать?
От Валерия Ивановича Таня вернулась не скоро, почти час она пробыла в его кабинете.
Жанна хитро улыбалась, — Ну ты как, всё в порядке?
— Да, всё нормально, — в ответ улыбнулась ей Таня.
Через неделю Таню повысили в должности и в окладе.
А вскоре и Павел выздоровел, набрался смелости и предложил начальнику свои новые разработки. Он пока валялся в гипсе набросал новый вариант производства работ. И начальник его оценил и предложил Павлу возглавить рабочую группу.
Через три года у Павла и Тани родился долгожданный сын Денис.
— Молодец ты, Танька, уважаю таких, кто ради семьи готов на всё, — как-то сказала ей Жанна,
— Заметь, после того раза у тебя сразу удача попёрла, не подумай, что я завидую, просто рада за тебя, я и сама такая, а что делать, — улыбалась Жанна.
Таня тоже ей в ответ улыбнулась, Жанка очень хорошая подруга. Она и взаймы, если что, всегда даст. И вообще ни разу не подставила, она добрая, сына одна растит. И это её дело, с кем и что она делает.
Поэтому Таня и не рассказала Жанне, как было на самом деле, когда она ходила к Валерию Ивановичу.
Ведь начальник вообще не за тем её позвал, он сказал, что Жанна делает много ошибок, а Таня грамотно и быстро готовит отчёты. Что он очень доволен её работой и предлагает ей повышение.
Краем глаза она заметила на его столе фотографию. На ней был он, женщина и … рыжая девочка.
— Это моя жена и дочка, кстати вы, Таня, на неё похожи, да и вообще мне кажется рыжие люди — отличные работники.
Они тогда оба рассмеялись, потом о работе говорили, и Тане было стыдно вспоминать свои предыдущие мысли.
Но Жанне это было нельзя говорить, она бы наверное просто обиделась… P.S. Всё это проскочило в мыслях Тани, когда они с Пашей отмечали серебряную свадьбу.
Любочка и Денис уже взрослые, наверное скоро внуков им подарят.
Гости на свадьбе кричали «Горько»!
И Таня думала, что она всегда была и будет готова на всё ради семьи и любимого мужа.
Почти на всё Благодарю вас за лайки, отзывы и подписку!
Делитесь пожалуйста понравившимися рассказами в соцсетях — это приятно автору!