Собирая свои вещи, Лиля невольно представила недовольное лицо матери, которая встретит ее и скажет:
– Я же говорила! Я так и знала, что этим твой брак и закончится! А вот если бы следила за собой, как я, все сложилось бы иначе!
***
С детства Лиля была единственным и очень «удобным» ребенком: тихая, послушная и совершенно чуждая эгоизма и избалованности.
Одной из причин тому был тяжелый характер ее матери. Частенько она выговаривала дочери:
– Я из-за того, что тебя родила и постарела раньше срока!
Лилина мама была признанной «царицей» в семье. Ее мнение было главным, и ее потребности стояли на первом месте. Она любила модно и дорого одеваться и с раннего утра до поздней ночи была безупречно причесана и накрашена.
Но эффектная внешность Марины Николаевны таила за собой вспыльчивый и своевольный характер.
Муж и дочь должны были делать так, как она считала нужным, и никак иначе.
Для супруга в случае «непослушания» был гарантирован скандал со слезами и театральным заламыванием рук, а для дочери – обвинения, издевки и многодневное осуждающее молчание.
Причиной недовольства дочерью могла стать любая мелочь, например, не вымытая сразу после себя кружка.
Марина Николаевна поджимала губы и начинала буравить Лилю злым взглядом.
Даже исправление оплошности уже не могло спасти: мама обижалась, после чего Лиле приходилось днями вымаливать себе прощение.
При этом сама Марина Николаевна вполне мило могла разговаривать с друзьями и знакомыми и пребывать в хорошем настроении для всех, кроме дочери.
Самым страшным наказанием от матери была показательная экскурсия к интернату для детей, неспособных освоить школьную программу.
– Вот тут тебе самое место! – на всю улицу объявляла Марина Николаевна. – Сдам тебя сюда скоро. Готовься! Не нужна мне такая дочь!
Лиля ловила на себе взгляды случайных прохожих и хотела рыдать в голос от унижения и страха. Но не могла себе это позволить – было стыдно.
Это наказание повторялось несколько раз, и каждый из них навсегда врезался в память девочки.
Много лет спустя, когда однажды Лиля оказалась вместе с отцом около закрытого к тому времени интерната, тот сказал ей:
– А знаешь, что в этом здании раньше был интернат?
– Слишком хорошо знаю, пап. Мама водила меня сюда и обещала оставить… – голос Лили прервался, но отец и так все понял.
Лиля видела, что отец сочувствует ей. Но он был очень неконфликтным человеком, поэтому крайне редко защищал дочь даже от несправедливых нападок супруги. Да и большую часть времени он пропадал на работе.
Особенным «пунктиком» Лилиной мамы было ее стремление заставить дочь выглядеть «как настоящая девушка».
И если неряшливость была Лиле не свойственна с детства, то вот наряжаться и краситься она, даже став совершеннолетней, так и не полюбила.
Это вызывало постоянные упреки со стороны матери:
– Красивым и ухоженным людям проще найти себе пару и хорошую работу. А ты посмотри на себя! Безнадежная какая-то. Другие девушки как девушки: наряжаются, красятся, прически себе делают, а ты не пойми в кого такая. Наверное, в бабушку по отцу!
Постоянные обвинения, одергивания и холодное отношение матери вызывали у Лили сильное чувство никчемности, ненужности и одиночества.
Чтобы как-то скрасить свою жизнь, она постоянно жевала что-то, почти не обращая внимание на вкус. Разумеется, в скором времени это привело к появлению у нее лишнего веса.
Маме словно доставляло особое удовольствие говорить дочери:
– Ты только взгляни на себя! Подумай, куда ты катишься? Понимаешь, что людям на тебя смотреть противно? И кто же тебя такую замуж возьмет? Кому ты будешь нужна?
Лиля пыталась измениться к лучшему и с первых заработанных денег купила себе брюки, блузку и косметику. Но снова не угодила матери:
– Ну что же ты набрала? Ты же должна ходить на каблучках и в юбке! А этой одеждой только парней пугать.
Когда же Лиля начала наносить косметику, мама, горестно вздохнув, лишь заявила:
– Ну на тебе, конечно, природа отдохнула! Даже косметика не спасает.
Появление у дочери ухажера мама сочла за какое-то чудо.
– Дочь, носом не верти! Соглашайся, если замуж позовет!
– Мам, мне говорили, что этот Сергей большой любитель погулять. Во всех смыслах. Мне на работе нравится Павел. Мы неплохо общаемся.
– Павел? Это который на дорогой машине ездит? Оставь свои напрасные надежды! Такой мужчина никогда на тебя не посмотрит. Найдет себе достойную. Хватай Сергея, если сможешь, и пытайся удержать!
Лиля и сама не надеялась, что у нее сможет сложиться что-то с симпатичным и обеспеченным Павлом.
Зато Сергей сразу предложил ей съехаться и жить хоть и на съемной квартире, но только вдвоем. Это окончательно определило выбор Лили, ведь она так мечтала пожить отдельно от постоянных упреков матери.
– Запомни: нельзя перед мужчиной расслабляться, а то быстро тебя поматросит и бросит, – наставляла мама. – Я вот ни разу папу твоего растрепанной, без макияжа и в халате не встретила с работы!
Вскоре Лиля вышла замуж за Сергея, к чему приложили немалые усилия его родители.
Мама Сергея давно хотела, чтобы он перестал прожигать жизнь и остепенился, поэтому практически заставила сына сделать предложение руки и сердца тихой и скромной Лиле.
Сам по себе Сергей был неплохим, но безответственным и любящим раз_вле_чения парнем. А вот вести домашнее хозяйство и готовить он не умел, поэтому счел, что хозяйственная и нетребовательная жена ему очень пригодится.
Лиля теперь, помимо работы, целыми днями убирала, стирала, готовила и вдобавок выгуливала и вычесывала лохматую собаку Сергея.
Она даже немного похудела от обрушившихся на нее семейных обязанностей. Но когда по просьбе матери забежала к ней после работы в гости, чтобы принести та_бл_ет_ки от головной боли, то снова услышала упреки:
– Мне не нравится, как ты выглядишь! Тебя точно бросит муж! Где твое пальто? Где платья и каблуки? Маникюр?
– Мам, я только недавно пришла с работы и выгуляла нашу собаку. На улице холодно. Каково бы мне было бегать с ней по оврагам на каблуках и в платье?
– Ты меня разочаровываешь! Попомни мои слова: бросит тебя твой муж! В этой рубашке, брюках и с прямым пробором ты на какого-то бездомного уличного музыканта мужского пола похожа.
– Ладно, мам, давай не будем, – Лиля поспешила домой.
Пророчества матери постоянно звучали у Лили в голове, ведь она понимала, что ее брак с Сергеем не назвать счастливым.
Слишком уж ее муж любил погулять и поку_тить с друзьями. Нередко она до утра ждала его с очередного корпоратива или похода в баню.
Не прошло и года после свадьбы, как Лилин муж стал частенько уходить общаться с кем-то по телефону в другую комнату, а иногда и переписываться ночами.
Отношения между супругами совсем охладели, и Лиля даже не удивилась, однажды увидев поступившее на телефон Сергея сообщение:
«Милый, я уже заждалась!»
– Сергей, тебя там какая-то милая заждалась, – позвала она супруга.
– Ай, это ребята шутят, – пробормотал Сергей, нервно удаляя сообщение.
– Да ладно, я уже и так все понимаю, к чему идет, – сказала Лиля.
И осознала, что развод с мужем ее вовсе не пугает.
– Ну, видимо, я не семейный человек, – сказал Сергей. – Скучно мне дома и однообразно. Хорошо, что детей не завели. Можем быстро разойтись и все.
Лиля даже не плакала. В тот же вечер она собрала свои вещи и уже на следующий день вернулась в родительский дом.
– Явилась, – грустно констатировала очевидное мама. Выглядела она более бледной, чем обычно.
– Да, мам, не сложилась у нас с Сергеем личная жизнь. В понедельник пойдем заявление в загс о разводе подавать, – спокойно ответила Лиля, впервые без вины и стеснения смотря на мать.
– Конечно, как я и думала! Ты вот почему за собой не следишь? – вернулась к любимой теме мама.
– А я себя ни в чем не подозреваю, – пошутила Лиля и неожиданно почувствовала себя лучше. Как же прекрасно ни в чем не оправдываться и не обвинять себя во всех бедах! – А папа где?
– А папа твой совсем ушел, – неожиданно грустным и растерянным тоном сообщила мать.
– Когда? Недавно? – Лиля не ожидала от своего обычно апатичного и тихого отца такого поступка.
– Три дня назад. Сказал, что не вернется, а тебе попозже сообщит. Пойдем, что ли, чаю выпьем, – криво улыбнулась мама.
– Но почему? Другую встретил?
– Сказал, что устал от… моих выходок. И ушел. Не понимаю: ведь я вела себя, как и всегда. И выгляжу еще так, что мне никто моих лет не дает! Вот почему от тебя муж ушел – понятно. Я всегда говорила, что с твоим внешним видом…
– Мама! – не стала терпеть Лиля. – Неужели ты так и не поняла, что внешний вид – это совсем не главное? Была бы в браке любовь и забота, тогда и счастье будет. А без любви все обречено!
Лилина мама молча смотрела на свои руки и думала, что срочно надо сходить на ме_зо_те_ра_пию.