– Ты взял кредит вместо своего брата, потому что ему все банки отказывают? И тебя ничего не смутило в этом, Андрей? – не веря услышанному, прошептала Лиля.
– А что такого? Брат же платит! Все хорошо.
– А ты не подумал, что твой неблагонадежный брат сегодня платит, а завтра уже нет. И тогда отдавать деньги придется именно тебе? Не просто же так ему все банки отказывают, в самом деле!
– Не нагнетай! Все будет ровно.
– Будет все, как ты выражаешься «ровно», когда он этот кредит закроет. И сделать он это должен через месяц.
– Как?
– А меня не волнует как! Пускай твои родители ему кредит берут или кто угодно другой. Или через месяц этот кредит будет закрыт, или я подам заявление на развод.
– Мама так и думала, – обиженно пробормотал себе под нос Андрей.
– Это она такой совет дала: от меня все скрывать? – с подозрением протянула Лиля.
– Не буду с тобой ничего обсуждать больше. И так ты мне все напортила.
– Ах, я еще и виновата? Что единственная о достатке семьи нашей думаю? Вот так новость! – не сдержавшись, выкрикнула Лиля.
Муж молчал и, сердито сопя, собирался к родителям.
«Ясное дело, твоя шибко умная жена во всем виновата! Все ведь хорошо было, пока она про кредит Валеры не узнала!
Хочет, чтобы ты только под ее дудку плясал!» – бушевала свекровь Лили, услышав от сына последние новости.
Оставшаяся дома Лилия, отличавшаяся целеустремленным и уравновешенным характером, в тот момент тоже кипела от гнева, размышляя:
«Когда же я научу его понимать, что в первую очередь нужно заботиться и думать о нашей дочери и мне, а уж потом помогать своей эгоистичной родне, которая ничего хорошего для нашей семьи не сделала!»
***
Лиля познакомилась со своим будущим мужем, когда ей было восемнадцать лет. Андрей был старше девушки на три года и как раз собирался бросить учебу в институте, предпочитая прожигать жизнь с друзьями.
Как это нередко случается, легкомысленный парень привлек внимание серьезной девушки, и вскоре между молодыми людьми вспыхнули чувства.
Однако даже в юности Лиля думала о будущем. И заставила своего жениха также задуматься и изменить образ жизни.
Андрей все-таки получил высшее образование, устроился на работу и закрыл кредиты, набранные в пору бурной молодости. Вскоре молодые люди поженились.
Их брак сразу же прошел проверку на прочность из-за периода всеобщего карантина. Андрей потерял в то время свою работу и был очень благодарен Лиле, которая, ни разу его не укорив, несколько месяцев одна обеспечивала их небольшую семью.
Сложнее, чем период безработицы мужа, далось Лиле знакомство с будущей свекровью.
Невеста сразу поняла, что Лидия Алексеевна совершенно не ее человек. Слишком уж она показалась взбалмошной, требовательной и капризной.
«Андрюшка, пупсик мой» – выкрикнула мама, буквально повиснув на шее сына.
«Так, понятно. Тяжелый случай. Но Андрей же вроде не маменькин сынок. Прислушивался ко мне и решал свои проблемы самостоятельно. Значит, все у нас сложится», – рассуждала про себя в это время Лиля.
«Давай, сыночка, пойдем на кухню. Налей маме хоть чаю, поухаживай! Так устала, заработалась» – продолжала обращаться к Андрею Лидия Алексеевна, показательно игнорируя только что представленную ей потенциальную невестку.
«Эге, она еще и нытик-манипулятор, судя по всему», – продолжала делать выводы Лиля.
Однако Лиля не собиралась искать с будущей свекровью ссоры или портить отношения.
«Это ведь я вижу ее недостатки как на ладони. А для Андрея она мама. Поэтому надо относиться к ней с должным уважением», – мудро рассудила Лиля.
Все дальнейшие годы совместной жизни Лиля старательно соблюдала рамки приличий: приходила на семейные праздники, дарила достойные подарки и старалась всегда быть дружелюбной.
К сожалению, она очень скоро убедилась в правильности своих первоначальных выводов о недостатках характера Лидии Алексеевны.
Сложнее всего Лиле пришлось во время беременности. С первых месяцев она столкнулась с угрозой выкидыша, поэтому попросила мужа как можно дольше не говорить никому о ее положении.
Когда Андрей все-таки сообщил новость о беременности жены своей матери, Лидия Алексеевна принялась волноваться и ежедневно звонить сыну и невестке, требуя отчета.
«Ох, как же я переживаю за маленького! Пускай Лиля постоянно лежит! И пьет поменьше, чтобы не отекать! И в церковь обязательно сходит, в грехах своих покается!» – непрестанно советовала Лидия Алексеевна.
По каким-то приметам Лилина свекровь определила, что стоит ожидать мальчика.
Не дожидаясь результатов исследований, она принялась дарить синие вещи и цветастые пеленки с грузовиками и тракторами.
Вдобавок ко всему, Лидия Алексеевна называла нерожденного ребенка не иначе как Павлуша и прочила ему обязательные занятия футболом и боксом.
– Врачи нам сказали, что родится девочка, – вскоре сообщил матери Андрей.
– Не придумывайте! Ты посмотри на форму живота! Точно мальчишка будет! Павлик наш! А все эти врачебные исследования всегда врут, – лишь отмахивалась Лидия Алексеевна.
Когда Андрей позвонил матери с новостью том, что стал отцом дочки, та отреагировала своеобразно:
«Девчонку родили? Зачем же вы так! Специально, что ли, хотели маму расстроить? Я-то думала, с Павлушей буду нянчиться, а теперь что?»
К счастью, в первые, самые сложные дни после выписки из роддома Лиле много помогала ее мама, которая готовила, учила обращаться с ребенком и давала возможность хоть немного отоспаться.
Помощь свекрови сводилась к ежедневным телефонным звонкам с непрошенными советами, чаще всего касающимися разных суеверий.
– Как назвали-то девчонку свою? – спросила Лидия Алексеевна, прибыв с первым визитом к внучке.
– Елена.
– Аленка, значит.
– Елена или Лена. Аленой звать не собирались, – пояснила Лиля.
– Аленушка, Аленушка, когда же у тебя родится твой братец Иванушка? – продолжала причитать над ребенком Лидия Алексеевна, делая вид, что не слышала пояснений невестки. – А что за унылая такая одежда у этой девочки бедненькой?
– Мне нравятся однотонные вещи без всяких там цветочков и котят.
– Мало ли что тебе нравится? Ребенок в таких блеклых вещах несчастный вырастет. Хорошо хоть бабушка тебе красоты принесла в подарок!
Подаренные Лидией Алексеевной вещи для внучки были плохого качества, зато радовали бабушку своей кислотно-розовой расцветкой.
Лиля сдержанно поблагодарила и отложила их в сторону. Сдержанно выслушивала многочисленные советы про воспитание ребенка и игнорировала их.
Несколько лет Лиля и Андрей копили деньги на первый взнос по ипотеке и наконец-то решились приобрести небольшую квартиру, требующую ремонта.
При расчете суммы, которую банк сможет выдать на покупку жилья, выяснилось, что Андрей платит кредит за собственного брата.
Последовал небольшой конфликт, после которого родители закрыли кредит, взятый Андреем для брата, и супруги, наконец, смогли получить нужную сумму для покупки квартиры.
Всю свою накопившуюся на невестку обиду по поводу этой ситуации Лидия Алексеевна выместила, когда узнала, какую именно квартиру взяли в ипотеку супруги.
– О чем вы только думали, молодежь? Явно Лиля выбрала такую ерунду. Ты-то, Андрюша, чего со мной не посоветовался? Надо же было на такую жуткую квартиру деньги потратить!
– Планировка там удачная, дом хороший. А косметический ремонт сделаем под свой вкус, – пыталась достучаться до свекрови Лиля.
– И слушать не хочу! Квартира – жуть! Район, где она находится – ужасный.
– Там ведь через дом садик и в том же дворе школа №11
– Знаю я эту школу! Ужасная школа всегда была! И люди там плохие живут, и место неудобное. Мы с отцом против этой квартиры и вашей там жизни! Как хотите! – выкрикивала Лидия Алексеевна.
Вернувшись домой, Лиля, не выдержав, высказала мужу:
– Твоя мама только критиковать горазда. Прямо все плохо. Все. Еще и приказывает, где жить. А ведь твои родители нам ни копейки на жилье не дали.
– Так и твои тоже не помогали. Мы только вдвоем копили.
– И правильно! Но мои и не кричат, что мы д***ки какие-то и выбрали самую жуткую квартиру в самом жутком месте и состоянии. Это наш выбор, и он уже сделан. Не пойму зачем на нас ругаться и условия какие-то непонятные ставить!
Если твоей маме это место так претит, то я ее в гости не жду.
– Не тебе только решать: могут мои родители приходить или нет! – неожиданно выкрикнул в лицо Лиле муж. – Мама высказала свое мнение и все. Нечего ее врагом народа делать.
– Понятно. Я все поняла. Про маму твою ни слова не скажу больше. Но если ты не заметил, то именно она начала нам условия ставить!
– Не заметил! А вот что ты ее не хочешь у нас дома принимать, услышал, – продолжал злиться Андрей. – Вечно командовать рвешься! Где надо и не надо!..
Это была самая серьезная ссора супругов за всю их совместную жизнь. Помирились они лишь на следующий день, когда остывший Андрей решил извиниться перед супругой за резкие слова.
– Помни, дорогой, что у тебя есть семья, пока ее интересы и спокойствие ты ставишь выше остального. Согласен? – спросила Лиля мужа.
– Согласен, – кивнул Андрей.
С той поры отношения невестки со свекровью стали прохладными, но Лиле было достаточно того, что муж ее понимает и поддерживает.
Автор: Ольга М.