– Да какая мне вообще разница, что там у тебя с детьми происходит? Мне безразлично, чем они там болеют! — Кричала на дочь Мария Александровна. – Ты что забыла, что у твоей матери юбилей? Это раз в жизни такое событие, половина жизни позади, а ты собралась пропустить праздник? Неблагодарная! Я тебе этого никогда не прощу, учти!
– На мой день рождения не вздумайте дарить дешевые подарки. – Толковала мать, провожая дочерей после очередного семейного праздника. – Вот я видела красивый сервиз в интернете и ковер ручной работы. Скину вам ссылки, чтобы не говорили, что не поняли, о чем я говорила.
– Мама, мы и так не дарим дешевое никогда! – Возмутилась Лена, средняя из сестер.
– Но и то, что нужно тоже не дарите. Вот я тебя просила из Турции мне что-то привезти?
Ты привезла мне банный халат, а я хотела ковер. – Мария Александровна закатила глаза. – Раз уж у меня дети такие непонятливые, то придется вам как-то получше намекать.
И не дарите антивозрастную косметику, у меня на дне рождения будет важный гость, мужчина. Зачем ему знать, что вы считаете маму старухой?
Все поняли?
Сестры вышли за дверь и переглянулись. Марина, младшая, сердито фыркнула. Старшая, Кристина, потащила ее за руку вниз по лестнице.
Покинув подъезд и завернув за угол родного дома, они наконец расслабились и смогли, остановившись, спокойно все обслужить:
– Вы это слышали, да? – Захохотала Марина – Не дарите ей дешевые подарки. Как будто мы когда-то так поступали?
Вечно же все для любимой мамочки, самое лучшее, чтобы она была счастлива. А что взамен?
Когда она нам что-то дарила? Я в последние лет 5 вообще такого не припомню. Лично со мной мама отделывается на все праздники сообщением с поздравлением в СМС.
А у вас как? Золото, бриллианты?
– Да то же самое. – Вздохнула Кристина. – Я тебе больше скажу. Внукам она тоже сообщения шлет.
У меня сын уже спрашивал в этом году — ты помнишь же, он на компьютер игровой копит — сколько денег ему бабушка подарит?
Нам с Колей пришлось свои дать, типа от бабушки. Ну он же не виноват, что наша мама всегда любила только себя?
– Я, девочки, прямо сейчас пойду искать самый большой набор антивозрастной косметики. – Смеясь, сказала сестрам Лена. – Такой, чтобы надпись прямо из космоса было видно. И торжественно вручу его маме на этот праздник. С меня хватит!
– Устроим бунт? – Марина захохотала. – Представляю мамино лицо. Да она тебя, Ленка, в порошок сотрет. Вообще не думала, что ты такая бесстрашная. Что, надоело?
– Еще как. В последний раз, напомню, хрусталь весь в мамином доме перемывала именно я. А потом выслушивала, что там что-то недомытое и разводы остались. Вот оно мне надо?
– Значит, бунт. – Констатировала Марина. – А это будет интересно! Жаль, что я лечу в командировку на два месяца и все пропущу, включая мамин день рождения.
Ой, забыла ей сказать, что не приду. Ну, пусть будет сюрпризом.
Смеясь, сестры дошли до перекрестка и разошлись кто куда. Мария Александровна в это время созванивалась со своей лучшей подругой Лелей, планируя торжество:
– Представляешь, даже не пикнули, пообещали подарить то, что я им пришлю. –Довольно сказала она. – Пусть постараются. Не для того я их рожала, чтобы расслаблялись!
Ведь, Олечка, троих подряд, погодки же! Это такой стресс? Хоть и говорят, что роды омолаживают организм. А теперь, к счастью, все выращены и выучены.
Я свой материнский долг отдала. Теперь их очередь пришла долги мне возвращать за воспитание да годы мои потраченные. Разве неправильно я говорю?
– Да, Маш, дети у тебя золотые получились. Хотя вот удивительно для меня? Ты же их не любила никогда: не приласкаешь лишний раз, не пожалеешь.
И росли девчонки, всем на зависть. Спокойные, хозяйственные, всегда вместе — по дому помогали тебе постоянно, ты еще смеялась, что домработница не нужна, помнишь?
– Да потому что вести себя правильно с детьми нужно уметь! С детства воспитывать в них вину перед матерью. А как иначе?
Вон, многие над своими трясутся годами, и что? А потом вырастает то зависимый, то уголовник? Оно мне надо?
Нет, я своих хоть и не любила никогда, рожала только ради их отца, чтобы удержать его, но зато выдрессировала на отлично.
Они с ранних лет знали, что мама на их рождение свою красоту и молодость положила. И ее надо беречь!
– Счастливая ты, Машка. Хоть и без материнского инстинкта напрочь.
– Ну а что, если нет у меня к ним любви, откуда ее взять? Зато всегда заняты были. Сад, школа, кружки и секции. По дому помогали и времени не было на улице торчать или в плохие компании попадать.
Пусть спасибо скажут за такое детство! А теперь все, ничего я никому не должна — это они мне обязаны. Я им жизнь подарила.
– Это да. Слушай, а гостей много будет? Мне платье нарядное надевать с каблуками или можно по-простому?
– Нет уж, наряжайся, давай, как следует! Нечего меня позорить — не каждый год я 50 лет праздную.
***
Подруги продолжили болтать о предстоящем празднике. Вообще, Марии Александровне многие завидовали.
Она вышла замуж в 19 лет практически сразу после окончания школы. Мужу было почти 30 — солидный уже бизнесмен молодую жену обожал и буквально заваливал подарками.
Она его не любила – крупный, некрасивый и вечно угрюмый Виктор вызывал, скорее, страх, зато семью был готов обеспечивать на все 100 процентов.
А она после своего нищего детства в бараке с общим туалетом на 8 квартир не хотела жить в бедности.
Одну за другой Мария родила трех дочерей. Девочки внешностью пошли в отца – широколобые, с большими глазами, крепенькие.
Но она добросовестно их наряжала, заплетала косички, водила к врачам и на кружки. В общем, выполняла положенные обязанности матери от и до.
Но чувство любви ни к одной из дочерей к женщине так и не пришло. С куда большим энтузиазмом Мария возилась со своей персидской кошкой Бусей, которую однажды подарил муж.
А девочки, ощущая нелюбовь матери, изо всех сил старались ей угодить. Лет с 7 старшая, Кристина, уже выполняла большую часть работы по дому, да и присмотр за младшими тоже лег на ее плечи.
Дети с ранних лет привыкли – мама красивая, но слабая женщина, поэтому ее надо беречь. И, проводив девочек в школу, Мария нежилась с чашкой кофе в пеньюаре или спала до их возвращения.
Работать ей муж даже не предлагал — ведь она воспитывает троих детей, отдавая этому немало сил. Во всяком случае, так думал он.
К окончанию девочками школы муж сделал Маше неожиданный сюрприз – предложил развод с неплохими отступными. Оказалось, он влюбился, а любовница подсуетилась и забеременела, теперь они ждали мальчика.
Пользуясь чувством вины Виктора, Мария выторговала себе солидный откуп. Теперь она могла продолжать сидеть дома и вести при этом привычный образ жизни, но уже без постылого мужа рядом.
А ее бытовые проблемы должны были решать воспитанные в подобном духе покорные дочери.
Правда, младшая, Марина, всегда пыталась бунтовать против такого положения вещей. То работу по дому выполнит кое-как, то схитрит и нарочно уроки прогуляет.
Именно она, а не старшие сестры, первой съехала от матери — нашла в интернете предложение о стажировке в европейской компании, училась и работала параллельно.
Сейчас Марина уже работала программистом. Над причудами матери она слегка посмеивалась, но из своих командировок, если мама напоминала, исправно привозила сувениры и подарки, ведь один из офисов ее компании был в Дубае.
Кристина с Леной, хоть таких высот и не достигли, зато исправно помогали матери в повседневной жизни, выступая в роли то личного водителя, то психотерапевта, когда она переживала очередную жизненную драму.
Кристина иногда, смеясь, называла маму своим третьим ребенком — насколько та любила демонстрировать свою беспомощность.
***
Приближался день юбилея, и Мария Александровна давно уже разослала дочерям варианты подарков, которые хотела бы получить, но ответа ни от кого пока так не получила.
Сердитая, она позвонила Кристине:
– Дочка, так что, вас ждать в воскресенье? Мне нужно, чтоб ты приехала пораньше и порядок навела, пока я буду у парикмахера.
– Мама, а я не смогу, понимаешь? – Бодро отрапортовала старшая дочь. – Хотела тебе написать, но забыла.
У нас у всей семьи ветрянка — сидим дома на карантине, температура высоченная. Так что, подарок я ни заказать, ни забрать не смогу, да и сама точно не приеду.
Закажи специальный сервис — пусть уборщица в твое отсутствие все сделает? Если хочешь, то контактами поделюсь, мы как-то заказывали.
– Это ты нарочно заболела, чтобы испортить мне праздник? – Возмутилась Мария Александровна. – Так, не выдумывай, пройдет температура и приезжай, не умираешь же?
– Мама, ты хочешь быть к празднику в веселенькое красное пятнышко? Или, может, тебя привлекает макияж под леопарда?
В любом случае у меня еще и дети болеют. Я точно не приеду. Им еще хуже, чем нам с Колей.
Чешутся все, приходится развлекать и утешать, мультики вот с ними смотрим-лежим.
– Ах, да какая мне разница, что там с твоими детьми?! – Закричала в трубку разъяренная Мария Александровна. – У твоей матери юбилей вообще-то!
Это раз в жизни такое событие, я вступаю во вторую половину жизни, в зрелость. А ты собралась пропустить праздник? Неблагодарная!
Завершив звонок Мария Александровна призадумалась — ей определенно нужно было на ком-то отыграться. Женщина набрала номер младшей дочери, но трубку никто не взял, включился автоответчик.
После десяти безуспешных попыток дозвониться до Марины, Мария Александровна переключилась на Лену.
Та ответила сразу:
– Лена, почему твоя сестра не берет трубку? – Нервно прокричала Мария Александровна. – Она что, хочет довести меня до инфаркта?
– Какая из сестер, мам? – Флегматично ответила Лена. – Если Кристина, то у них ветрянка. Может температура высокая, вот и не отвечает.
– Нет, не она, где Марина? Почему она трубку не берет?
– Мам, а с каких пор тебе вообще интересно, где мы? – Поинтересовалась Лена.
– С тех пор, как кто-то должен мне помочь с организацией праздника. Так где Марина? Ты наверняка знаешь.
– А, так она в Дубае же в командировке, на два месяца, квалификацию повышает или что-то в этом роде. У нее там другой номер, но я его не знаю. Она сама звонит, на городской. Вроде так дешевле.
– Тогда остаешься ты. Чтобы в мой день рождения с самого утра приехала, поняла?
– Мам, я не смогу с утра, у меня работа.
– Отпросишься. Больше некому. Учти, Елена, я тебя жду. Отговорки не принимаются, мне к парикмахеру и на ресницы надо, а ты пока квартиру уберешь, чтобы мне перед гостями не стыдно было.
***
В свой день рождения с утра Мария Александровна получила на телефон три почти одинаковых сообщения с поздравлениями от дочерей.
Она неспешно выпила кофе, потом начала собираться в салон красоты, ожидая Лену, но дочери все не было. Она несколько раз ей позвонила, но никто не ответил.
В салон Мария Александровна поехала на такси, недовольная. Там сорвалась на мастера, устроила скандал, это немного ее успокоило. Но и к вечеру дочь не появилась.
Марии Александровне пришлось звать на помощь подруг. Конечно, это сильно испортило ей настроение. Уже когда все сидели за столом, ей позвонила Лена.
С недовольным лицом Мария Александровна взяла трубку:
– Рассказывай, давай! И какие же у тебя оправдания?
– Меня не отпустили с работы, мам. Второй хирург заболел, некому дежурить, поэтому я осталась на сутки. Извини, мам, завтра заеду тебя поздравить.
– Можешь вообще не приезжать. С таким отношением, нет у меня больше дочерей. – Отчеканила в трубку телефона побагровевшая Мария Александровна. – Неблагодарные! Я столько в вас вложила. И ни одна не поздравила как положено.
– Я тебя поняла. – Холодно ответила Лена.
Ни на следующий день, и ни позже к матери она не приехала. Сестры полностью поддержали ее молчаливый бойкот.
Пора Марии Александровне попробовать жить самостоятельно, без поддержки столь нелюбимых ею дочерей.
Автор: Екатерина Коваленко