– Не нравится, какой я муж? Тогда я уйду!
– Уйдешь и бросишь меня с сыном на произвол судьбы, лишь бы не работать?
– Да при чем тут это? Ты меня не поддерживаешь, а только в угол загоняешь! Работай, работай, работай! Тебе надо, ты и работай!
Наталья Васильевна беспокоилась за единственную дочь Олю. Двое ее сыновей уже были взрослыми семейными людьми, и за них она не тревожилась.
Но вот младшая дочка Олечка, детство которой пришлось на сложные девяностые годы, как говорят, «звезд с неба не хватала».
В школе училась слабо, не проявляя особого стремления получать знания, и, закончив ее, пошла работать продавцом в небольшой магазин у дома.
«Может в том и моя вина, – иногда думала Наталья Васильевна. – Пока Оля росла, жизнь была такой сложной. В те времена безденежья и безработицы я только и думала, как детей одеть, обуть и накормить. Упустила ее образование, а теперь уж она и сама не хочет учиться».
На работе Оля подружилась со своей начальницей Еленой. Та была старше и быстро взяла шефство над своей подопечной.
– А парень у тебя есть? – как-то поинтересовалась у Оли Елена.
– Нет, не везет мне на них, – засмущалась Оля.
– А знаешь, ведь ко мне скоро в гости приедет младший брат. Его Сергей зовут. Надо бы вас познакомить. Вот увидишь, он классный!
– Ну, не знаю, – протянула Оля. – Неловко специально знакомиться.
– Да ты подожди, смотри, я тебе его фото покажу, – засуетилась Лена, доставая телефон. – Правда, симпатичный?
На студийном фото действительно был изображен очень симпатичный молодой человек с открытой улыбкой. Оля даже немного покраснела, разглядывая его.
– А знаешь, какой он заботливый? Думаю, его будущей жене повезет. Может букет цветов подарить или в кино позвать. Ему для этого даже повод не нужен. Завидный, короче, жених. Хочу вас познакомить, вдруг что и сложится? Через недели три приедет, сходим в кино, пообщаемся все вместе.
К концу третьей недели ожидания юная и наивная Оля уже была заочно влюблена в брата своей подруги.
Когда же они встретились, Сергей показался ей еще более симпатичным и очаровательным, чем на фото.
Модно и дорого одетый, обходительный и веселый, он покорил девушку очень быстро.
Спустя несколько дней после знакомства Сергей сказал, что хотел бы серьезно с ней поговорить.
– Знаешь, я не могу от тебя скрывать правду, – сказал он, нахмурившись. – Хочу тебе все сам рассказать. Дело в том, что меня мои приятели подставили. Я тогда был молодой и наивный, верил им. А они квартиры обворовывали. Меня попросили их на машине подвезти, а получилось, что я им помогал краденое вывозить. Они-то между собой договорились и всю вину свалили на меня. А я все честно рассказал. Думал, мне поверят, а меня осудили на три года. Представляешь, как мне было обидно?
– Даже не могу представить, – сказала пораженная этой историей Оля.
– Вот такие дела, Олечка, – приобняв ее, печально сказал Сергей. – Хорошо, что меня сестра после возвращения поддержала: приодела, да еще и с тобой познакомила! Мне важно, чтобы ты все знала и сама решала – нужен ли я такой вот тебе или нет? А я в тебя влюбился. Не хочу от тебя ничего утаивать.
– Конечно, нужен! – залилась румянцем Оля, услышав такое трогательное признание.
Спустя два месяца Оля сказала матери:
– Мам, помнишь, я тебе рассказывала про Сережу? Так вот, он меня зовет замуж, мы уже даже и заявление подали.
– Дочка, – удивленно проговорила Наталья Васильевна, – я же с ним даже и не знакома! Не торопишься ли ты? Тебе всего восемнадцать. Куда так рано замуж за того, с кем без году неделя познакомилась?
– Мам, у меня будет от Сергея ребенок, – пояснила Оля. – Поэтому мы все решили. Скоро я тебя с Сергеем познакомлю.
Что оставалось делать? Наталья Васильевна пригласила Сергея на ужин, чтобы познакомиться с будущим зятем.
– Сергей, раз уж ты скоро станешь не только мужем, но и отцом, нужно подумать и о том, где и на что вы будете жить? – рассуждала Наталья Васильевна.
– Конечно, – с готовностью кивнул Сергей. – Я работу ищу, но пока не нашел. На копейки смысла нет устраиваться. А пожить… Надеюсь, вы нас примете на первое время? Когда устроюсь, будем что-то решать со своим жильем.
Так Сергей поселился в квартире, где жили Оля и ее мама. Питаться тоже стал с общего стола, фактически живя на зарплату Натальи Васильевны.
Время летело незаметно. Оля родила сына, которого назвали Алексеем, и была поглощена уходом за ним.
А вот Сергей по-прежнему так нигде и не работал.
Когда финансовое положение стало совсем плачевным, Оля вынуждена была расстаться со своими «розовыми очками» и настоятельно потребовать от мужа выйти на работу.
– Ты уже год работу ищешь. Может, устроишься хоть куда-нибудь?
– Ты что, не понимаешь, что мне сложно хорошую работу найти? Ради твоих прихотей мне идти грузчиком и спину срывать? – разозлился Сергей.
– Понимаешь, что нам с ребенком на самое необходимое не хватает?
– Не хочу я ничего понимать. Ты меня не понимаешь, тогда и я тебя не буду! – продолжал Сергей, повышая голос. – Не нравится, какой я муж? Тогда я уйду!
– Уйдешь и бросишь меня с сыном на произвол судьбы, лишь бы не работать?
– Да при чем тут это? Ты меня не поддерживаешь, а только в угол загоняешь! Работай, работай, работай! Тебе надо, ты и работай! А я вернусь к сестре, та всегда ко мне с пониманием относится! Поможет! Достала меня эта семейная жизнь!
Эмоционально размахивая руками и выкрикивая обвинения, Сергей быстро собрался и ушел из дома, оставив рыдающую жену с ребенком на руках.
Вернувшаяся вечером Наталья Васильевна долго утешала дочь:
«Ладно дочка, справимся! Я подработки еще найду, вырастим Лешку!»
Выполнение этого обещания далось Наталье Васильевне нелегко: она хваталась за любую возможность подработать то поваром, то горничной без отпусков и выходных. Все для того, чтобы принести в дом лишнюю копейку.
Радовало то, что Леша рос умным и веселым ребенком.
К сожалению, с посещением садика не сложилось: там мальчик начал так часто и сильно болеть, что по рекомендации педиатра пришлось на год оставить его дома с мамой.
Однажды по пути с работы домой Наталью Васильевну остановила одна из соседок.
– Ой, Наташ, хочу сказать, что не первый раз вижу, что к Оле-то ее Серега ходит! Они помирились?
– Хотелось бы мне самой знать. Я же целыми днями на работах, – ответила удивленная Наталья Васильевна.
Придя домой, она сразу обратилась к дочери:
– Говорят, пока меня нет к тебе тут Сергей захаживает?
– Да, приходит, – спокойно ответила Оля. – Он же отец! Как я могу запретить ему видеться с сыном?
Наталья Васильевна не нашла, что на это возразить.
Прошло еще около трех месяцев. Однажды, приглядевшись к пополневшей фигуре дочери, Наталья Васильевна поняла, что та в положении.
– Дочка, ты что, беременна?
– Да, пятый месяц, – сказала Оля и глянула на мать с вызовом.
– Но ты же знаешь, что Сергею этот ребенок будет не нужен. Много ли он с Лешей нянчится?
– Я буду рожать для себя, – отчеканила дочь и вышла из кухни.
В положенный срок Оля родила дочку. Так как Сергей не оказывал никакой материальной помощи, а на алименты Оля подавать отказывалась, работать Наталье Васильевне приходилось очень много.
Казалось, самые тяжелые времена миновали, когда внуки немного подросли, и Оля смогла выйти на работу.
Перестав метаться по подработкам, Наталья Васильевна вздохнула свободнее и даже стала общаться с привлекательным вдовцом из соседнего дома, который приглашал ее на прогулки по парку.
«Вот наконец-то настали золотые деньки молодой пенсионерки», – успела порадоваться она.
Но радость ее была недолгой: как снег на голову свалился старший сын, который слезно просил ее приехать к нему в соседний город и помочь с семилетней дочерью-первоклассницей.
Переехав к сыну, Наталья стала заниматься с внучкой: провожать в школу, встречать после уроков, помогать в учебе и водить на кружки.
В летнее время, когда свободного времени было больше, Наталья Васильевна подрабатывала.
В этих хлопотах прошло целых два года. Внучка Натальи Васильевны с ее помощью отлично училась и посещала три разных кружка.
Но со временем девочку стал утомлять постоянный контроль со стороны бабушки, и она заявила, что теперь уже достаточно взрослая, чтобы самостоятельно ходить в школу и делать уроки.
«Спасибо тебе за помощь, но мы решили, что теперь уже справимся без нее», – заявил сын.
– Как это вернешься завтра? – удивленно прозвучал Олин голос в трубке. – В твоей бывшей комнате я детскую сделала!
– Приеду поездом завтра в 10 утра с вещами. И навсегда, – разозлившись на холодный прием любимой дочери, сказала Наталья. – Поэтому уж будь добра, организуй для матери встречу. Не все же мне на вас трудиться? И, кстати, это такая же моя квартира, как и твоя! Я на раскладушке в коридоре спать не собираюсь.
– Хорошо, мам, я поняла, – присмирела Оля.
«Любимая дочь, чьих двух детей я вырастила, не нашла для меня добрых слов! Всю жизнь старалась для детей и внуков, а потом оказалась не нужна! Нельзя было растворяться в нуждах своих детей» – размышляла Наталья.
Радовало одно: сосед, с которым она обменялась телефонными номерами перед отъездом к сыну, продолжал приглашать ее на встречу.