— Но зачем нам разводиться после сорока лет брака? — не понимала Галина, смотря удивлённо на мужа. — Мы после института поженились, детей двоих вырастили, внуки подрастают, а ты чего удумал?
— Вот именно, сорок лет ты мне нормальной жизни не даешь и постоянно грызёшь, — ворчал Анатолий. — Я устал от такой жизни.
— Ты решил её поменять на седьмом десятке лет? — не понимала Галина. — Да, мы с возрастом становимся более склочными, ворчливыми и вредными, но это не повод для таких радикальных поступков.
— Я всё решил, — уверенно говорил Анатолий. — У детей своё жилье, нашу трешку сейчас продадим, деньги поделим, и будем доживать свой век отдельно.
Галина пыталась мужа вразумить, рассказывала о нежелании становиться посмешищем в глазах окружения, но всё оказывалось бесполезно. Дети вообще решили, что родители на старости лет с ума сошли, но особенно вмешиваться в их отношения не стали. В итоге Галине пришлось смириться и принять решение супруга, хотя это подразумевало много проблем. Больше Галина не хотела жить в квартире, поэтому свою часть от продажи общей с мужем квартиры добавила к деньгам от проданного ещё пять лет назад наследного жилья, доставшегося от родителей, и купила загородный домик. Для его обустройства пришлось потрудиться, сын с зятем помогли, и в итоге получилась уютное и красивое место.
— Теперь будем тут праздники устраивать, внукам есть место для прогулок, я смогу цветы разводить, — радовалась Галина.
Она вкладывала душу в обустройство нового дома, всё под себя делала и вообще создавала благоприятную обстановку. Дети с внуками любили в гости приезжать, праздники совместные постоянно устраивали и пытались не вспоминать о неприятностях из прошлого. С отцом сын и дочь тоже отношения поддерживали и Галина слова против не говорила, понимала, что именно так всё и должно быть.
— Наш развод не должен вас касаться или быть проблемой, — говорила Галина. — Для вас мы навсегда родители и дедушка с бабушкой для внуков, остальное неважно.
Наташа и Олег согласно головой кивали, но чувствовали себя неловко. Они отца навещали исключительно из чувства долга, а вот к матери очень любили ездить. Анатолий всегда был хмурым, недовольным и ворчливым, а Галина встречала шикарным столом, пыталась порадовать и создать хорошее настроение. Ради её спокойствия дети на отца никогда не жаловались и старались отделываться общими фразами в рассказах о его жизни.
— Там с отцом беда приключилась, ногу сломал, — рассказал как-то Галине сын Олег. — Мы с Натальей теперь к нему наведываемся постоянно, продукты завозим, потому что сидит один в своей квартире и всё.
— Неприятная ситуация, конечно, — переживала Галина. — Предложите ему пока перебраться в дом к нам, сюда, тут и на природе будет, и всегда накормленный.
Наталья с отцом поговорила, он сомневался относительно такого предложения, но потом решил его принять.
— Если ваша мать решила таким образом вернуть наши отношения, то ничего из этого не получится, — сразу недовольно говорил Анатолий.
— Не говори глупости, мать уже привыкла жить одна, её всё устраивает, хватит придумывать глупости, — психовала дочь Наташа. — Она предложила вариант, который нам всем поможет, а ты только нервы треплешь.
— Интересно, чем именно такой вариант поможет? — не понимал мужчина.
— Ты будешь сытый, среди людей, а не один в тесной квартире круглосуточно, — говорила девушка отцу. — К тому же нам с братом не придётся постоянно к тебе мотаться, своих дел тоже полно.
Дети привезли Анатолия в дом к Галине, где он поначалу всё присматривался к её поведению. Он высматривал признаки повышенного внимания к себе и всё норовил отпустить колкости. Только женщина относилась к бывшему мужу исключительно с человеческим участием и не более того. Она готовила еду на приехавших на лето внуков и Анатолия. По выходным сын с дочкой приезжали, и в итоге вся семья собиралась вместе. Было весело, легко и как-то спокойно. После недельного проживания в гостях Анатолий вдруг понял, что он не хочет возвращаться в свою маленькую квартиру, в которой его никто не ждёт. В доме у Гали было вкусно, просто, весело и легко.
— В принципе, тебе уже скоро снимать гипс, станешь более свободным в перемещениях и можешь возвращаться к себе, — сама подняла разговор Галина.
Анатолий подумал, понял, что в загородном доме перспектив больше, да и заняться есть чем. Тут недалеко была река, можно было в лесу самостоятельно ягоды собирать, да и просто ему нравилась эта атмосфера. Обратно ехать не хотелось, и он старательно искал поводы, чтобы задержаться подольше. Но бывшую жену такие уловки явно не интересовали. Она была поглощена домашними делами, заботилась о внуках и общалась с соседями.
— Я тут подумал, может нам не стоит торопиться с разъездом, — высказывался Анатолий. — Смотри, за время пока я здесь, мы ни разу не поругались и вообще общаемся хорошо.
— И что из этого должно следовать? — не понимала Галина. — В принципе, это правильно, потому что мы взрослые люди, сорок лет прожили вместе и расстались цивилизовано.
— А может давай сейчас не будем расставаться? — предложил Анатолий. — Тебе на даче нужна мужская помощь, мне одному скучно жить.
— Скажи правду, ты предлагаешь сойтись только потому, что понял, что не хочешь жить один? — поинтересовалась Галина.
— Ну да, — не понимал причины недовольства мужчина. — Ты уже прекрасно знаешь, как ко мне находить подход, чем кормить, мы привыкли к одному ритму жизни. Нам же вместе будет удобно.
— А если я не хочу быть удобной? — поинтересовалась Галина. — Я хочу и имею право быть любимой, уважаемой, ценимой, а не только удобной.
— Не придирайся к словам, — начинал злиться Анатолий. — Мы взрослые люди и не нужно делать из мухи слона. Ты же не рассчитываешь на романтику в таком возрасте?
— Не обязательно петь мне серенады, но элементарное уважение должно быть, — не сдавалась Галина.
— Вот мы почти три недели прожили нормально и тут ты опять начала меня воспитывать и жизни учить, — сердился Анатолий. — Хватит из себя принцессу строить, я всё сказал, и хватит голову морочить.
Галина к такому развитию беседы не была готова и предпочла его закончить. Она была обескуражена предложением мужа о разводе, но теперь привыкла и ничего менять не хотела. Просто Галина всю жизнь о нём трогательно заботилась, в одиночку проблемы за двоих решала и сделала всё посильное для сохранения семьи. Анатолию всё это казалось не нужным, один попробовал жить и оказалось, что это непросто, вот и решил всё обратно вернуть.
— Мама, ты, правда, не хочешь вернуться к отцу? — интересовалась Наталья. — Он нам сказал, что предложил тебе сойтись, а получил отказ.
— Он предложил сойтись только потому, что ему так удобно, а я больше не хочу быть удобной, — рассказывала Галина дочери.
— А может бы всё забылось, вы бы оставили обиды в прошлом и жили вместе счастливо? – уговаривала девушка. — Вы уже взрослые люди, а так на старости лет будете в одиночестве дни коротать.
— Знаешь, иногда наличие рядом человека не спасает от одиночества и делает его ещё более ощутимым, — говорила Галя. — Я бы могла рассмотреть предложение, если бы ваш отец хотя бы немного уважения проявил. Но он так ничего и не понял, вот такой он человек, оказывается.
Галина была уверена в правильности своего решения и менять его не собиралась. Анатолий так и не понял причины отказа бывшей супруги от столь щедрого предложения. После увиденной картинки её жизни, в которой были дети, внуки с играми, вкусные обеды и распитие чая в летней беседке, собственная жизнь казалась ему совершенно унылой и скучной.
Только за годы совместной жизни Анатолий хорошо изучил Галину и прекрасно понимал, что она не изменит своё решение и отныне они идут разными дорогами. Это казалось обидным, потому что приходилось сидеть в своей квартире и смотреть на строящийся напротив дома очередной торговый центр. А в это время где-то за городом Галина с детьми и внуками жарили шашлыки, весело проводили время и явно не вспоминали о его унылом существовании, что казалось особенно обидным.