Полина сидела в кафе в ожидании заказа и машинально перелистывала газетку, которую ей сунул в руки паренек недалеко от входа.
Вдруг ее как будто ударило током. Полина вздрогнула. Ее взгляд приковало объявление:
«Мужчина сорока лет приятной наружности ищет себе добрую милую, можно в меру красивую жену без жилплощади…»
— Мужчина – мечта любой женщины, не считающей себя красавицей и не имеющей собственного жилья. Интересно, сколько глупышек уже отозвалось, — горько усмехнулась Полина, уж кто-кто, а она узнала цену подобному бескорыстию на собственном опыте.
Когда-то тетя Полине говорила:
— Даже если ты будешь умна, красива, будешь отличной хозяйкой, ни один мужчина на тебе никогда не женится, если ты не сможешь его заинтересовать материально, там квартирой, машиной, дачей, например.
Полине было очень горько это слышать, но в правоте тети она никогда не сомневалась. Та была взрослой и много чего в жизни повидала. Тем более, не одну дочь своих многочисленных подружек замуж выдала.
Но Полине очень хотелось, чтобы будущий муж любил именно ее, любил бескорыстно. Просто за то, какая она. И она в свою очередь готова его любить и боготворить.
Каким будет ее муж? Полина не знала, но фантазировала. Он должен был быть умный, добрый, честный и, конечно, красивый. Просто принц из сказки, сказал бы кто-то, если бы мог прочитать мысли Полина. Сама она ими ни с кем не делилась.
Многие парни к неудовольствию тети и мамы Полины от девушки получили отставку.
— Такими кавалерами не разбрасываются, — говорила тетя.
— Я всегда мечтала о таком, муже, — томно вздыхала мама Полины, оценивая очередного кавалера дочери, — Но на меня подобные никогда не смотрели даже. А ты отказываешься встречаться, – уже раздраженно добавляла мать.
А Полина отказывалась. Количество парней, занесенных ею в «черный» список росло, а принц все не находился.
И вдруг, случайно, гуляя с подружкой по парку после экзаменов, они познакомились с Мишей и Костей. Оба парня были веселые, красивые, тоже студены. В тот же вечер они пригласили девчонок в кино на премьеру нашумевшего фильма. Уже там сразу стало понятно, что Полина очень понравилась Мише, или Михал Сергеичу, как его шутливо называл друг, за солидность во всем. Полине Миша тоже очень понравился.
Сначала гуляли всей компанией, а потом уже чаще парочками.
Миша расспрашивал Полину о семье, о том, где она живет.
Она честно ответила, что не в городе. В селе. Сюда она приезжает учиться. Полина решила, что уж если это оттолкнет Мишу, так путь оттолкнет сразу.
Но его это не смутило. Он даже обрадовался. Рассказал, что родители ему подарили квартиру, чтобы не тратиться на съемную, как только он поступил в университет.
Встречи и общение продолжались. Полина порхала от счастья.
Приезжая вечером домой, она по дороге заходила к тете и делилась с ней:
— Миша такой замечательный. А ты не верила, что бывает бескорыстная любовь. Его совсем не смутило, что я не городская. И вообще, он даже отказался ехать смотреть, где я живу, — щебетала улыбающаяся Полина, а тетя недоверчиво лишь качала головой.
Миша сделал Полине предложение через три месяца знакомства. Он как раз окончил университет и устроился на работу. Полина перешла на третий курс.
Мечта Полины сбылась. Ее принц сделал ей предложение.
Она приглашала Мишу и его родителей в гости, познакомиться с ее родителями, обсудить свадьбу. Но Миша опять отказался. Сказал, что еще успеет. А свадьба? Свадьбу они делать не будут. Тихонько распишутся и с друзьями в кафе посидят, если Полина, конечно, согласна на таких условиях выйти замуж, потому что он еще мало зарабатывает, а у родителей на торжество денег просить не хочет.
Естественно, Полина тут же согласилась, в очередной раз про себя порадовавшись рассудительности и нравственным качествам своего будущего мужа.
— Что значит свадьбы не будет? – возмущался отец Полины. – Ты у нас не с воза упала!
— Папа не шуми, — потом попразднуем. – Миша прав. Самим нам надо на ноги становиться. А не на родителей бременем висеть.
Отец еще долго ворчал, но, видя счастье дочери, смирился.
Мать? Матери, Полины казалось, было все равно. Дочь она никогда сильно не любила. Во всяком случае, Полина этой любви особо не ощущала. Мать скорее завидовала Полине, молча, конечно. Вот и сейчас такого парня Полина отхватила. Городского, обеспеченного. А ей какой-то деревенский достался, да и то приложить силы, чтобы окрутить, пришлось. Поэтому мать решение дочери и будущего зятя приняла молча, даже изобразила понимание. Хотя в ее глазах мелькнула фальшь.
— Может мне показалось? – отогнала неприятные ощущения Полина.
Полина и Миша поженились. Жить стали у Миши. И тут оказалось, что у мужа очень непростой характер, к тому же ревнивый. В быту Миша оказался тоже очень требовательным.
Полина разрывалась между университетом, кухней, готовкой, уборкой, стиркой, глажкой.
Но ведь она все это делала для любимого. Поэтому с радостью. Ее, правда, огорчало, что Миша мог повысить голос, отругать ее за недостаточно упругие складки на брюках или недосоленный суп.
Но Полина все принимала с пониманием и прилагала еще больше усилий, чтобы угодить Мише.
На четвертом курсе Полина поняла, что беременна. Миша обрадовался. Засыпал ее цветами. А потом… А потом продолжил придираться к тому, как Полина ведет хозяйство с еще большим энтузиазмом.
Полина понимала, что муж прав. Ее мучил токсикоз. Поэтому полы она мыла теперь не два раза в неделю, а только один раз. Готовить еду вообще стало для нее проблемой, потому что запахи вызывали приступ за приступом. И все же она справлялась. А еще диплом писала и к экзаменам готовилась.
И все-таки Полина плакала. Очень часто плакала. Потихоньку, чтобы Миша не видел. Ее очень обижало то, что муж совсем не замечает, как ей беременной трудно, а лишь предъявляет все новые и новые требования.
Но даже свои слезы Полина списывала на игру гормонов и излишнюю чувствительность, вызванную беременностью.
На позднем сроке ей вообще стало трудно делать домашние дела. На ее просьбу приглашать женщину для уборки, зарплата Миши это теперь позволяла, он ответил:
— Еще чего. А ты что будешь делать. Все беременные справляются, а ты что из себя принцессу строишь. Даже мои друзья удивляются, где я такую неприспособленную нашел, — и ушел на работу, хлопнув дверью.
Полина так и застыла в прихожей. Настолько грубо муж с ней еще никогда не говорил, но, как оказалось, он ее еще и друзьям своим хаял.
Но долго размышлять над словами Миши в этот раз у Полины времени не было. Через три дня у нее защита диплома, и она очень надеялась, что сможет защититься и не попадет в роддом раньше времени.
Все прошло успешно. Полина справилась. Ее счастью не было предела.
Она примчалась домой счастливая. Отлично! Она защитилась на «отлично».
Полина очень гордилась собой.
Миша был дома. Она тут же бросилась к мужу с радостной новостью. Но тот только сказал:
— Наконец-то твоя блажь закончилась. Не мог дождаться, когда ты наиграешься в студентку. Надеюсь теперь ты сядешь дома и займешься хозяйством.
Он быстро оделся, вылил на себя приличную порцию французского одеколона, который так нравился всегда Полине и ушел, бросив на прощанье:
— Не жди. Буду поздно. Я с друзьями в клуб.
Полина ничего не успела казать, как Михаил стремительно вышел из квартиры.
Она подошла к двери, чтобы закрыть ее за мужем…
А дальше пустота.
Полина очнулась, от резкого запаха, ударившего ей в нос. Она лежала на кровати…не дома.
— Ну что, мамочка, рожать будем или так продолжим в обмороке лежать? – приветливо улыбаясь, сказала ей женщина в белом халате.
— Где я? – прошептала Полина.
— В роддоме, конечно. Где же еще тебе быть в твоем положении, — ответила женщина. А потом добавила. – Вот так не берегут себя. Хорошо хоть дверь не закрыла, соседка увидела тебя, лежащую на полу, и вызвала скорую. А если бы тебе одной плохо стало? Что за беспечность. О тебе, что совсем позаботиться некому?
— У меня муж есть. Только он ушел, — Полина промолчала и добавила. – У него дела были срочные.
— Срочные. Ладно, готовься. Скоро твой богатырь на свет появится.
Через пару часов родился Никитка.
Полина была счастлива, впервые взяв сына на руки.
Она, как только ей позволили, сразу позвонила родителям и Мише.
Миша передал через врачей огромный букет любимых Полининых красных роз, родители тоже примчались с передачей.
Через четыре дня Полину выписали. Ее встречал гордый Миша. Как же? Наследник родился.
Полина снова почувствовала себя счастливой, как тогда, когда только вышла замуж за Мишу.
Но счастье было недолгим.
Муж, как с цепи сорвался. Его придирки, недовольства стали еще больше, чем были до рождения Никитки.
Полина разрывалась между домашними делами и сыном.
Все чаще она стала задавать себе вопросы, отмахнуться больше не получалось:
— А любит ли меня Миша? Почему он так себя ведет? Понятно, с малышом трудно, но почему орать на меня и шпынять меня хуже, чем прислугу стало нормой?
Еще Миша стал задерживаться на работе. А иногда вообще не приходить ночевать.
На все вопросы Полины он отвечал или «Работы много» или «Надо же мне где-то отдохнуть перед переговорами, Дома же дурдом! Ты с сыном совсем обращаться не умеешь!»
А однажды Полине прислали фото. Сообщение пришло с незнакомого номера.
На этом фото ее Миша обнимал и целовал какую-то девицу. И делал это совсем не по-дружески.
У Полины задрожали руки. Она чуть ни выронила и ни разбила телефон об кафельный пол на кухне.
Молодая женщина еле дождалась прихода мужа.
Покормив его ужином, она сказала:
— Нам надо серьезно поговорить.
— О чем нам говорить? Не видишь, я устал! – в привычном уже грубо-недовольном тоне ответил Миша.
— И все-таки придется, — Полина открыла фото и спросила. – Как ты можешь это объяснить?
Миша посмотрел и самодовольно, как ни в чем не бывало, даже с некоторым обвинением в голосе сказал:
— А чем ты недовольна? Следить за мной вздумала, фотки собирать.
— Миша, мне это прислали, — попыталась оправдаться Полина. Но Миша ее не слышал.
— Я нормальный мужик. И да, мне нужна компания нормальных, красивых женщин! Я проводил и буду проводить с ними время! И не лезь! Я устал от тебя, от орущего ребенка. Я прихожу домой ночевать. Почти всегда прихожу. Ты живешь у меня. Ты моя жена. Что тебе еще надо?
— Я так понимаю, ты меня больше не любишь? – удивительно спокойно, откуда только силы взялись, уточнила Полина.
— Люблю? Да я тебя никогда не любил. Мне нужна была жена. Хозяйка в доме, женщина, которая родит мне ребенка. А ты что уши развесила? С чего ты вообще взяла, что такую полюбить можно?! Ты посмотри на себя. Оделась в подделку и воображаешь, что от кутюр. Дешевка деревенская. А эти твои побрякушки под золото! Ах, папа подарил. Я не сниму. Тьфу!
Миша брезгливо поморщился.
— Тогда мы разведемся, Миша. Без любви я жить не хочу и не буду, — все так же тихо проговорила Полина.
— Разведемся! Ха-ха-ха! – захохотал Миша в голос. – И куда ты денешься! В свою деревню в барак поедешь, да еще с ребенком! Кому ты нужна. Сиди и не высовывайся! А то дождешься! Сам выгоню! – он хлопнул дверью и, как обычно, ушел.
Полина собрала вещи свои и Никиты. Совсем немного. Только то, что дарили родители. Позвонила отцу и попросила приехать.
Тот если и удивился, куда дочь собралась на ночь глядя, то ничего не сказал.
Через тридцать минут он уже поднимался в квартиру. Увидел бледную и похудевшую дочь. Мужчине стало горько. Но он пересилил себя и бодро улыбнулся, разыгрывая таксиста:
— Куда поедем, хозяйка?
— Домой, — прошептала Полина.
Отец больше ничего не спросил. Взял внука и те вещи, которые Полина собрала, и они спустились к машине.
Приехав домой, Полина поднялась в свою комнату. Разбирать сумки не было сил. Она рухнула на свою кровать, положив рядом и обняв Никитку, и заснула.
Миша вернулся домой под утро. Квартира встретила его необычной тишиной и легким разгромом. Он разделся и прошел в спальню, чтобы разбудить Полину и заставить ее привести все в порядок:
— Развела бардак! Совсем от рук отбилась! Бездельница! Посадил себе нищету на шею! Никакого почета и уважения, еще и обязанности свои не выполняет, — ворчал он.
В спальне жены не было. В гостиной тоже. На журнальном столике лежала записка: «Миша, я от тебя ушла. На развод подам сама. Позвони мне, договоримся о встрече. Верну тебе ключи от квартиры».
— Ушла она! Интересно надолго? Ничего. Долго в своем бараке с родителями не протянет. Приползет обратно, как миленькая. А я еще и не сразу ее приму. Пусть знает свое место бродяжка бездомная.
Но прошел день, два, неделя, две, месяц. Полина не возвращалась. Мише пришло уведомление из суда о дате заседания о расторжении брака его и Полины.
Спустя еще неделю после этого Миша Полине все-таки позвонил.
— Диктуй адрес, моей новой девушке нужны ключи. Вернешь.
Никакой девушке он ключи давать не собирался, да и не было у него никого постоянного, но помотать нервы почти бывшей жене упустить возможность он не мог.
— Пусть попсихует! Будет знать, что ее место рядом со мной вечно свободным не будет! А вот она так и останется в своей деревне.
Миша быстро записал адрес.
Доехал он удивительно быстро. Всего через тридцать минут въезжал в село, которая назвала Полина. Он остановил прохожую бабульку, ковылявшую с сеткой из магазина и спросил, как проехать, назвав адрес.
— А милый, за поворотом направо, а там прямо. Не проедешь. Как раз в этот дом и упрешься. Он в конце улицы стоит. А ты кем Степановым-то приходишься?
Но Миша не ответил. Он быстро сел в машину и рванул с места.
Миша быстро нашел нужные повороты, про которые говорила бабка. Вот только в конце улицы не было никакого барака. Там стоял двухэтажный каменный дом, окруженный таким же каменным забором с видеокамерами по периметру. Во дворе несколько машин.
— Дорогие, — подумал про себя Миша.
Он подъехал ближе и решил все же уточнить адрес, у копавшегося рядом с машиной мужчины в рабочем комбинезоне.
— А, зятёк, пожаловал! – воскликнул мужчина. – Наконец-то познакомимся, – и протянул для приветствия вымазанную в машинную смазку руку.
— Мне бы Полину, — холодно сказал Миша, не отвечая на приветствия.
— Полину? Можно и Полину. Только ты мне сначала расскажи, кто тебе позволил так с моей дочерью обращаться!? — грозно сказал мужчина.
Миша аж побледнел от злости:
— Ты как со мной разговариваешь, мужик! – заорал он. — Да одно мое слово и хозяин и тебя, и твою дочь тут же отсюда выгонит! Куда вы денетесь! И дочка туда же! Нацепила на себя тряпки от кутюр с местного рынка и проволочки вместо золота и королевной себя возомнила. Папина принцесса!
— Что случилось, папа? Почему вы кричите? А, привет, Миша, — сказала Полина, спускаясь по ступенькам.
— Да вот, Миша тут меня из моего собственного дома выгнать решил… и уволить, — сказал отец Полины, усмехаясь, и добавил, — А все-таки тебе очень идет это платье, что я вчера привез тебе из Парижа. Зря отказывалась. И серьги с рубинами к нему лучше, чем с изумрудами. Молодец, что попробовала надеть, как я советовал. Так на чем мы остановились? – спросил мужчина, поворачиваясь уже снова к Михаилу.
Но тот стоял молча, хватая ртом воздух.
— Почему ты мне рассказала кто ты и кто твои родители? – в привычном тоне попробовал заорать Миша, привычно делая Полину виноватой, но тут же смолк под грозным взглядом отца Полины.
— С родителями ты сам не захотел знакомиться. И в гости тоже не поехал, — ответила Полина. — А про все остальное… Миша, я хотела, чтобы мой муж полюбил меня за меня саму, а не за папины деньги.
Впрочем, если бы ты был внимательным, ты бы обо всем догадался. Ведь одежда, которую я носила, была и правда, недешевая и украшения тоже. Но ты сам предпочитал верить в подделку. Мне очень больно, что наш брак развалился.
Но зато теперь я знаю, ты вовсе не бескорыстный. И моральных принципов у тебя нет. И я тебе была нужна без жилплощади не от большой любви. Ты просто хотел получить безропотную прислугу и жену в одном лице. Тебе нужно было ощущать собственную власть и значимость. А другим способом ты этого сделать не мог, кроме как унижая беззащитную, зависимую от тебя женщину.
Я очень рада, что могу быть от тебя независимой. Но мне жаль твою очередную жертву, на которой ты решишь жениться, вдруг ей действительно будет некуда от тебя деться.
Все это промелькнуло в памяти Полины, пока она рассматривала объявление.
— Да, радоваться тому, что нужна мужчине без жилплощади совсем не стоит. Это не счастливый билет, а ловушка. Теперь я это знаю. Прочитав подобное объявление не радоваться надо, а наоборот насторожиться, — сказала про себя Полина. Молодая женщина еще немного погрустила, а потом счастливо улыбнулась, увидев входящих в кафе мужа Максима и Никитку. Полина вышла замуж. Со второй попытки удачно. А как? Это уже совсем другая история.